Что делать если отказали в улучшении жилищных условий?

Что делать если отказали в улучшении жилищных условий?

07.05.2018

В нашем государстве есть категории лиц, которые могут рассчитывать на постановку по обеспечению жилыми квартирами или домами. Это ветераны ВОВ, инвалиды, семьи с низкой доходностью, дети, выросшие в детских домах.

При этом для каждой категории подобных граждан разработаны свои условия постановки. Причин отказа в постановке может быть масса и они регламентированы, прежде всего, нормами гражданского законодательства нашего государства.

Основные причины постановки на учет имеют следующий характер:

  • Если человек является сиротой. По закону ребенок имеет право на получение комнаты или своей квартиры от государства после выхода из интерната;
  • Если у гражданина или его членов семьи есть прямые основания для поставки в очередь;
  • Помещение, в котором проживает человек или его семья не соответствуют установленным законодательством санитарным или жилищным нормам;
  • Размер имеющейся жилой помощи не соответствует установленным законодательным нормам.

Указанный список правовых критериев может быть расширен как на федеральном, так и на региональном уровне.

Почему нуждающимся граждан может быть вынесен отказ ?!

Человек может получить отказ в том случае, если у него уже имеются законные права на жилую площадь либо дополнительную комнату. Данный факт обозначен постановлением Верховного суда Российской Федерации по гражданским делам, вынесенным в 2003 году.

Если говорить о малоимущих, то им могут отказать в случае приватизации жилого помещения до января 2007 года.

Человек, который претендует на получение жилого помещения может быть признан нуждающимся тогда, когда у каждого члена его семьи нет нормальных условий для проживания, а имеющаяся площадь меньше той, что установлена по закону.

Отказ может быть вынесен по определенным основаниям.

В частности, если условия проживания гражданина не соответствуют указанным в нормативных актах, у человека есть жилплощадь, не были предоставлены документы, перечень которых перечислен в 53 статьи Жилищного кодекса Российской Федерации, были неправильно поданы документы или были совершены действия, которые противоречат основаниям постановки на учет.

Также отказ может быть вынесен в том случае, если в жилом помещении проживают люди, которые были вселены туда в качестве членов семьи, но изначально таковыми они не являлись. К причинам отказа при постановке на учет относится изменение порядка эксплуатации жилых помещений и нарушений условий социального найма.

В Жилищном кодексе законодательно фиксируются положения о принятии на учет тех граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. За процесс принятия заявлений и самой постановки на учет ответственны органы местного самоуправления.

Если все нормально, и вы подходите под критерии нуждающегося в улучшении жилищных условий гражданина, то тогда после постановки на учет вы получите на руки расписку от органа местного самоуправления, в который будет указана дата вашего обращения и полный перечень предоставленных документов.

Мы обозначили моменты, из-за которых органы местного самоуправления могут отказать вам в постановке на учет для улучшения жилищных условий.

При этом обычно решение выносится через тридцать календарных дней после того, как вы обратились в местную администрацию с заявлением и собранным пакетом документов.

Довольно часто выносятся отказы в постановке на учет, при этом вы можете обжаловать отказ в судебном порядке.

Что для этого требуется ?!

На основании положений КоАП России споры с органами местного самоуправления решаются в порядке административного судебного производства. Иск подается в гражданский суд общей юрисдикции.

Вместе с иском надо подать официальный отказ от органов местной власти и пакет правоустанавливающей документации (паспорт, справка о составе семьи, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брачных отношений, документы на объект недвижимого имущества).

Нужна консультация юриста по жилищным вопросам в Москве, Московской области или Регионах РФ ?! она тут.

Сняли с очереди на жилье – основания и порядок обжалования. — Жилье инвалидам: особенности государственного обеспечения

На практике не редко встречаются случаи, когда инвалидов, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключают из списков на бесплатное предоставление жилья от государства в отсутствие на та законных оснований.

Если Вас сняли с очереди на жилье  предлагается изучить настоящую информацию и, при наличии сомнений в законности принятого должностным лицом решения о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, обратиться в суд с исковым заявлением о признании такого решения неправомерным. При этом не следует затягивать обращением с жалобой, так как статьей 219 Кодекса об административном судопроизводстве РФ предусмотрен трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением с момента, когда Вам стало известно о вынесении спорного решения.

Альтернативным способом защитить свои права может являться обращение в органы прокуратуры. Однако имеются риски формального рассмотрения обращения, а к моменту окончания проверки возможно истекут сроки подачи административного искового заявления. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении такого заявления.

Что делать если отказали в улучшении жилищных условий?

Основания принятия решения о снятии с учета принятых до 1 марта 2005 года граждан, нуждающихся в жилых помещениях

Основания, по которым допускается исключение инвалидов из списков нуждающихся в жилых помещениях определены ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Такими обстоятельствами могут послужить факты утраты оснований, по которым инвалиды были приняты на учет в соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.

Необходимо иметь ввиду, что особых оснований для снятия инвалидов с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях не предусмотрено. Такие основания едины для всех категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий

В соответствии с п.п.1,3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ такими обстоятельствами являются:

  • Подача гражданином заявления о снятии с учета
  • Выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование
  • Получение от государства субсидии на строительство или приобретение жилья
  • Получение от государства земельного участка для строительства дома (за исключением многодетных семей)
  • Выявление в предоставленных при постановке на учет документах недостоверных сведений или неправомерных действий должностных лиц

Учитывая, что к рассматриваемым правоотношениям применяется Жилищный кодекс РСФСР, то применительно к основаниям исключения из очереди относится изменение обстоятельств, на основании которых гражданин был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Основания признания нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии со ст. 29 ЖК РСФСР следующие:

  • Обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого региональным органом власти. Соответственно при выбытии одного или нескольких членов семьи, например при смерти или переезде на новое место жительство, обеспеченность жилой площадью может составить более установленной учетной нормы. В этом случае возможно исключение инвалида из очереди, за исключением случаев, когда жилое помещение признано межведомственной комиссией администрации непригодным для проживания.
  • Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям. В том случае, если в жилом помещении произведен капитальный ремонт или реконструкция, а межведомственной комиссией администрации вынесено заключение о пригодности жилого помещения для проживания, то принятие решения о снятии гражданина с учета правомерно.
  • Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно.
  • Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений
  • Иные основания не приводятся, как редко встречающиеся на практике.

Выводы из судебной практики

Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно.

Материнский капитал на улучшение жилищных условий: спрашивали — отвечаем

В адрес Пенсионного фонда часто поступают вопросы от владельцев или будущих владельцев материнского капитала о деталях распоряжения средствами. Большое количество вопросов связано с основным направлением расходования – улучшением жилищных условий. Приводим подборку часто повторяющихся вопросов и ответов на них.

  • — Требуется ли обязательство об оформлении права собственности в случае, если на момент подачи заявления о распоряжении право собственности на это жилое помещения уже оформлено на всех членов семьи?
  • — В этом нет необходимости, если при подаче заявления в Пенсионный фонд вы представите документы, подтверждающие право собственности всех членов семьи.  
  • — Как направить средства материнского капитала на строительство индивидуального жилого дома без привлечения строительной организации?
  • — Нужно обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации, имея на руках документы: свидетельство о собственности на землю под строительство (на владельца сертификата или законного супруга), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (разрешение на строительство), реквизиты банковского счета и специально оформленное у нотариуса обязательство, что после завершения строительства индивидуальный жилой дом будет оформлен в собственность детей, матери и отца.

Сначала на ваш счет в банке перечислят аванс — 50% от суммы материнского капитала. А вторую половину получите через 6 месяцев при подтверждении того, что основные работы вы уже произвели. Например, возвели фундамент или стены.

— В каких случаях могут отказать в выдаче сертификата?

  1. Отсутствие или прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки;

  2. Предоставление недостоверных сведений.

— В 2006 году был заключен кредитный договор на покупку квартиры. Приобретенная квартира в настоящее время продана, свидетельство о регистрации права собственности аннулировано. Семья продолжает выплачивать кредит. Можно ли в этом случае средства материнского капитала направить на погашение этого кредита?

— Нет, нельзя. При подаче заявления на погашение материнским капиталом среди прочих документов необходимо представить свидетельство о регистрации права собственности. В рассматриваемом случае представить это свидетельство заявитель не может. Следовательно, у Пенсионного фонда будут отсутствовать основания для принятия решения об удовлетворении заявления о распоряжении.  

— Можно ли получить средства материнского капитала, если семья уже построила дом?

Да. Можно получить компенсацию за уже построенное жилье на всю сумму (или часть суммы) материнского капитала.

Нужно только оформить дом в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).

А после этого обращаться в Пенсионный фонд России с документами: свидетельством о собственности на земельный участок и на дом, а также разрешением на строительство. 

За компенсацией могут обращаться не только новоселы, но и все те, кто построил и оформил дом после 1 января 2007 года.

— Возможно ли направить средства материнского капитала на погашение одновременно двух кредитов, полученных на строительство жилья (ипотечный кредит и кредит «на строительство жилого дома»)?

— Да, возможно. В законе не предусмотрены ограничения по количеству кредитов и займов, на оплату которых можно направить средства материнского капитала.

— Возможно ли погашение материнским капиталом кредита, полученного в рамках программы «Молодая семья»?

— Да, если это кредитный договор и в нем есть информация о его целевом направлении, т.е. приобретение жилого помещения или покупка квартиры.

Для этого, помимо остальных документов, вам необходимо будет представить свидетельство о регистрации права собственности на указанное в договоре жилое помещение. Однако, часто договоры в рамках программы «Молодая семья» оформляются с формулировкой «на приобретение недвижимости».

В этом случае предлагается дополнительным соглашением с банком уточнить цель кредита – «на приобретение жилого помещения по адресу…».

— Как быстро Пенсионный фонд России перечислит продавцу средства материнского капитала при «прямой» покупке квартиры?

— Покупайте квартиру и обращайтесь в Пенсионный фонд России. Деньги перечислят продавцу в течение 10  рабочих дней со дня принятия решения об удовлетворении заявления.

Читайте также:  Как я уменьшила платежи за квартиру

— Можно ли направить средства материнского капитала на погашение ипотеки, оформленной на супруга женщины, получившей сертификат, если кредит взят до регистрации их брака?

— Да, можно. Главное – чтобы на момент подачи заявления в ПФР они находились в законном браке, что должно быть подтверждено соответствующими документами. 

— Супругом женщины, получившей сертификат, взят кредит на покупку квартиры. Кредит взят под залог квартиры тещи. Можно ли в этом случае погасить кредит средствами материнского капитала?

— Да, можно. В Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» нет ограничений в части принадлежности закладного обеспечения кредита, который будет оплачен с использованием средств материнского капитала.

Как улучшить жилищные условия через суд

Наша доверительница Анастасия вместе с членами своей семьи в 2004 году подала заявление в Департамент жилищной политики и жилищного фонда Москвы об улучшении жилищных условий, и в 2005 году её поставили на соответствующий учёт. Далее она ежегодно предоставляла все необходимые документы в жилищный отдел и ожидала своей очереди.

О том, как встать на жилищный учёт в Москве, читайте на официальном сайте Мэра Москвы.

А в 2012 году из Департамента нашей доверительнице поступило новое распоряжение от главы управления её района о том, что ранее принятое распоряжение о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий от 2005 года отменено.

Почему Департамент отказал в улучшении жилищных условий?

  • В качестве основания для отмены в документе было указано, что в 2005 году, при принятии семьи на учёт, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, на каждого члена семьи Анастасии приходилось по 12,4 квадратных метра площади жилого помещения, и поэтому её семья не подлежала постановке на учёт.
  • Данный вывод был сделан представителями Департамента из того, что при учёте площади на каждого члена семьи Анастасии была учтена площадь отдельно проживающих мужей её двоих дочерей.
  • Новое распоряжение вызвало много вопросов, и Анастасия решила проконсультироваться с юристом о его правомерности и законности.

На консультации мы пояснили, что при определении размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи Анастасии Департаментом была неправомерно учтена жилая площадь квартир, в которых зарегистрированы её зятья. Данная площадь не должна учитываться.

Поэтому новое распоряжение следует признавать недействительным.

Решения и действия органов государственной власти и органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд, это конституционное право граждан.

Как через суд отменить распоряжение об отказе в улучшении жилищных условий?

Исковое заявление о признании незаконным распоряжения

По поручению нашей доверительницы мы приступили к работе.

В исковом заявлении мы особо подчеркнули, что на момент подачи заявления в 2004 году о постановке на учёт, в квартире общей площадью 56, 5 квадратных метров были зарегистрированы 6 человек: наша доверительница, её супруг, две дочери и двое внуков. Все они относятся по закону к членами семьи Анастасии (статья 69 ЖК РФ).

На момент подачи данного заявления дочь Светлана состояла в браке с Алексеем, а он был прописан в квартире своих родителей площадью 38 квадратных метров. Они её получили более 30 лет назад на основании ордера.

В квартире нашей доверительницы Алексей никогда не проживал и на улучшение жилищных условий не претендовал, равно как и Светлана не проживала у его родителей и не претендовала на их жилплощадь.

К моменту подачи иска брак Светланы с Алексеем и вовсе был уже расторгнут.

Вторая дочь Ирина также состояла в браке с Григорием, который был зарегистрирован в приватизированной им ещё до брака квартире площадью 29,6 квадратных метров в Московской области.

В квартиру родителей своей супруги он не вселялся и никогда зарегистрирован там не был.

Кроме этого мы указали, что Ирина и Григорий воспользовались своим правом выбора места жительства, предусмотренным статьёй 31 Семейного кодекса РФ, и после вступления в брак каждый из них остался проживать по прежнему месту жительства.

Департамент решил учесть площадь всех трёх квартир и поделить между Анастасией, её мужем, двумя дочерьми, двумя зятьями и внуками. Из такого расчёта получалось, что на каждого приходилось по 12,4 квадратных метра.

Так как для определения размера жилплощади, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, учитывается совокупная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых члены семьи обладают правами собственности или правом пользования.

Однако зятья нашей доверительницы не являлись членами её семьи. У них была своя отдельная жилплощадью и в улучшении жилищных условий они не нуждались. Членами семьи Анастасии были только муж, дочери и внуки.

Основания для снятия граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях перечислены в статье 56 Жилищного кодекса РФ.

Поэтому выводы Департамента о том, что уровень обеспеченности жилой площадью семьи Анастасии в тот момент превышал установленные нормы следует признать ошибочным.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», учетная норма площади жилья в 2004 году в Москве составляла 10 квадратных метров на каждого члена семьи.

Так как площадь квартиры составляла 56,5 квадратных метров, то из расчёта на шестерых получалось по 9,41 квадратных метра на каждого, что ниже установленной законом нормы.

В момент подачи иска в квартире Анастасии проживали и были прописаны ещё другие внуки, всего получалось 8 жильцов, по 7,06 квадратных метров на каждого.

Таким образом, мы заявили в суде о том, что новое распоряжение Департамента от 2012 года является незаконным и не имеет под собой какой-либо правовой основы.

  1. Поэтому мы требовали в суде признать его недействительным и обязать Департамент восстановить семью нашей доверительницы на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.
  2. Однако суд первой инстанции посчитал, что Департамент при расчёте нормы площади жилого помещения правомерно учёл площадь мужей дочерей нашей доверительницы.
  3. Также в решении было указано, что последующее изменение состава семьи Анастасии правового значения не имеет, поскольку рассматривается конкретно законность распоряжения о постановке на учёт от 2005 года.
  4. Суд отказал Анастасии в восстановлении её на учёте по улучшению жилищных условий.

Решение районного суда города Москвы

Что делать, если суд отказывает?

Если суд первой инстанции отказал — не стоит отчаиваться. Продолжить отстаивать свои права можно в вышестоящих инстанциях.

В данном деле Московский городской суд не согласился с Преображенским районным судом Москвы и пришёл к другому выводу.

Судебная коллегия подчеркнула, что на момент постановки нашей доверительницы с членами её семьи на учёт в 2005 году норма площади каждого проживающего рассчитывалась как: 56,5 квадратных метров разделить на 6 человек, то есть по 9,42 квадратных метра на каждого. Данный расчёт был произведён верно.

Мужья дочерей не являются членами семьи нашей доверительницы, они не приобретали права пользования её квартирой и никогда не претендовали на улучшение жилищных условий, поэтому их жилплощадь не должна приниматься во внимание. Следовательно новый расчёт произведён неверно и его нужно отменить.

Суд постановил, что семья Анастасии незаконно снята с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому новое распоряжение Департамента от 2012 года должно быть признано недействительным.

Апелляционное определение

Мы помогли нашей доверительнице восстановить в суде её жилищные права, которые муниципальные органы власти пытались ограничить.

Если вы оказались в похожей ситуации и нуждаетесь в квалифицированной юридической помощи, проконсультироваться с нашими юристами можно по номеру: + 7 (495) 722-99-33 или через WhatsApp.

Обжалование отказа в постановке на учёт нуждающейся в улучшении жилищных условий молодой семьи

Статьи 07 Июня 2013 г.

Решение комиссии, содержащее отказ в признании молодой семьи нуждающейся по основанию намеренного ухудшения жилищных условий может быть обжаловано в судебном порядке. Какие аргументы может привести в суде молодая семья для защиты своего права?

В регионах России в целях реализации Федеральной программы «Жилище» утверждены и разработаны программы поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья.

Финансирование данных программ осуществляется за счёт средств бюджетов федерального, регионально и местного уровня.

Вопрос о включении молодых семей в список участников данной программы решается на муниципальном (местном) уровне.

Молодая семья для участия в программе поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья должна подать соответствующий пакет документов в Администрацию муниципального образования по месту жительства (регистрации).

На основании представленных данных жилищно-бытовая комиссия рассматривает вопрос о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для постановки на учёт в качестве участника соответствующей программы поддержки молодых семей или об отказе в постановке на учёт.

О результатах рассмотрения данного вопроса молодая семья должна быть уведомлена в письменной форме с приложением выписки из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии, в которой приводится основание отказа в постановке на учёт или сообщается о включении в число участников и номере очереди в реализации права на получение средств поддержки для приобретения (строительства) жилья.

Одной из самой частых причин отказа в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в число участников программы является вывод жилищно-бытовой комиссии о намеренном ухудшении молодой семьёй жилищных условий.

Решение комиссии, содержащее отказ в признании молодой семьи нуждающейся по основанию намеренного ухудшения жилищных условий может быть обжаловано в судебном порядке.

Судебная практика такова, что нередко суд выносит решение в пользу молодой семьи.

Какие аргументы может привести молодая семья для защиты своего права на получение мер поддержки для приобретения (строительства) жилья, чем можно мотивировать незаконность действий администрации муниципального образования, как доказать отсутствие намеренного ухудшения жилищных условий?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы необходимо разобраться, что такое намеренное ухудшение жилищных условий.

В соответствии со ст.

53 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу данной статьи для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий необходимо сочетание следующих фактов:

— граждане совершили действия – это подразумевает, что граждане, например, сами совершили сделки с жильём — продали или подарили кому-либо имеющееся у них жильё (или долю в праве собственности на жилое помещение), при наличии которого они не могли бы считаться нуждающимися в жилом помещении.

Под действием также можно понимать, если граждане снимаются с регистрационного по одному месту жительства и становятся на учёт по другому месту жительства. Причём эти действия имеют значение в пределах 5-летнего срока, предшествующего моменту обращения с заявлением о постановке на учёт.

Однако и те, и другие действия не всегда можно считать намеренным ухудшением жилищных условий.

Рассмотри это на примере следующих ситуаций:

1. До брака супруги были зарегистрированы и проживали в разных жилых помещениях, основания для признания нуждающимися при добрачных условиях отсутствовали. После вступления в брак супруги стали проживать вместе по месту жительства супруга, у них родился ребёнок.

При регистрации супруги жилищные условия ухудшились – площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена семьи стала менее учётной нормы, при рождении ребёнка и его регистрации по месту жительства – соответственно данный показатель ещё более уменьшился.

Можно ли считать, что данная молодая семья ухудшила свои жилищные условия? Судебная практика показывает, что нет, данная семья должна быть принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях и включена в программу поддержки молодых семей для приобретения (строительства) жилья по следующим основаниям:

Само по себе вступление в брак и совместное проживание с регистрацией по месту жительства или изменение места жительства молодой семьи, если это не повлекло отчуждение имеющегося жилого помещения (продажу, дарение) не может рассматриваться основанием для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий. Молодые люди регистрируют брак с целью создания семьи, на основе взаимного добровольного согласия в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ, отношения в семье строятся на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействии благополучию и укреплению семьи, заботы о благосостоянии и развитии детей. Все это возможно лишь при условии совместного проживания членов семьи – супругов и их детей. Вселение одного супруга в квартиру другого супруга имеет цель — создание и укрепление семьи на основе любви и взаимоуважения, рождения и воспитания детей.

Читайте также:  Кредитная история после банкротства физических лиц

В соответствии со ст.

27 Конституции РФ каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Данная норма содержится и в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Изменение места жительства гражданина в связи с совместным проживанием с супругом, рождение детей не может считаться искусственным ухудшением жилищных условия.

Отказ в улучшении жилищных условий | Право 112

Статьей 54 Жилищного кодекса РФ установлены основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании пункта 1 части первой статьи 54 отказ допускается, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

  • Вопросы, связанные с правовыми основаниями и порядком постановки на учет регулируются Жилищным кодексом РФ и законами субъектов Российской федерации.
  • Отказ в улучшении жилищных условий уполномоченного органа и постановке на учет граждан, в качестве нуждающихся, может произойти по следующим основаниям:
  • — не предоставлены все необходимые документы;
  • — предоставленные документы не подтверждают права граждан на улучшение жилищных условий;
  • — предоставленные документы не действительны;
  • — в предоставленных документах были выявлены несоответствующие действительности данные;
  • — не истек необходимый срок в случае, если граждане сознательно ухудшили свои жилищные условия.
  • Решение об отказе в улучшении жилищных условий направляется либо выдается гражданину не позже чем через три рабочих дня со дня принятия вышеуказанного решения.

Отказ постановления на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть обжалован в судебном порядке

Чтобы оспорить полученный отказ в судебном порядке, необходимо правильно составить исковое заявление, что достаточно сложно, так как для этого требуется изучения нескольких кодексов и судебной практики на данную тему

Позиция судов, признающих незаконным решение об отказе граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий заключается в следующем: «суды указывает, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем».

Законодательство предусматривает, что граждане нуждающиеся в улучшении жилищных условий могут быть сняты с учета в случаях, если отпали основания для предоставления ему жилого помещения взамен занимаемого.

При этом, не могут быть сняты с учета граждане нуждающихся в улучшении жилищных условий те семьи, которые потеряли кормильца, который состоял на учете. Снятие с учета может быть осуществлено только теми государственными органами, которые приняли решение о постановке гражданина на учет.

О том, что гражданин будет снят с учета, он должен быть проинформирован в письменной форме с указанием основания для снятия его с учета.

Чтобы оспорить полученный отказ в судебном порядке, необходимо правильно составить исковое заявление, что достаточно сложно, так как для этого требуется изучения нескольких кодексов и судебной практики на данную тему. При этом необходимо учесть, ч то в случае, если вы проиграете дело в суде, то повторно подать исковое заявление по тем же основаниям Вам не удастся, что регламентировано Гражданским процессуальным кодексом РФ.

33

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий: порядок, документы | Правоведус

Реалии нашей современной жизни таковы, что мы давно уже перестали верить в чудеса.

Поэтому, когда мы слышим о том, что можно улучшить свои жилищные условия без особых затрат – относимся к таким заявлениям крайне скептически, и упускаем реальную возможность снизить расходы на получение или улучшения своего жилья.

А между тем, российское законодательство наравне с правом получать субсидию на оплату коммунальных услуг, действительно предусматривает возможность принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, что регламентируется нормами Жилищного кодекса РФ.

Основание для постановки на учет

В соответствии с ЖК РФ основанием, по которому гражданин может быть признан нуждающимся в жилье, является договор социального найма жилых помещений. К нуждающимся относятся:

  • граждане, не являющиеся нанимателями и собственниками жилого помещения;
  • граждане, члены семьи законного нанимателя по договору соц.найма, не обеспеченные нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного человека;
  • граждане – наниматель и семья нанимателя жилья, чье жилье на момент подачи заявления было признано аварийным – не отвечающим требованиям и нормам российского законодательства;
  • граждане – наниматель жилья или члены его семьи, которые проживают на одной жилплощади с людьми, страдающими хроническими заболеваниями и совместное проживание является невозможным по санитарным нормам.

Семья нанимателя жилья – родители, супруги, дети, родственники, а также граждане, которые проживают на общей жилплощади совместно и ведут общее хозяйство.

Как встать в очередь на улучшение жилищных условий

Чтобы встать на очередь на улучшение жилищных условий, необходимо собрать список документов, написать заявление и обратиться в органы местного самоуправления. Остановимся на каждом пункте более подробно.

Список документов, необходимых для постановки на учет:

  • заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий;
  • документ, удостоверяющий личность лица, встающего на очередь;
  • план квартиры, оформленный в БТИ;
  • выписка из домовой книги;
  • справка о задолженности по жилищным и коммунальным платежам;
  • документ, подтверждающий статус малоимущего;
  • справка о наличии или отсутствии собственности на помещение жилого значения;
  • справки о состоянии здоровья, о статусе сироты и т.д. при необходимости.

Заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий совсем не похоже на заявление на увольнение по собственному желанию. Документ составляется в соответствии с инструкцией о порядке формирования и ведения учетных дел очередников.

Его образец можно увидеть на стендах соответствующих организаций.

В заявлении обязательно указываются: жилищные условия на момент подачи документов, время проживания на жилплощади по месту регистрации; льготы, если таковые есть, на внеочередное и первоочередное предоставление жилья.

Вне очереди улучшение жилья предоставляется гражданам, чье жилье является непригодным для проживания, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями, а также детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, первоочередниками являются многодетные семьи.

Теперь разберемся куда обращаться, чтобы встать на улучшение жилищных условий. Согласно Жилищному кодексу РФ следует обратиться в органы местного самоуправления по месту регистрации лиц, претендующих на постановку на учет на улучшения жилищных условий. То есть с заявлением и собранными документами необходимо придти в жилищный отдел Администрации Вашего района.

После того, как все необходимые документы будут переданы в соответствующие органы, последует проведение проверки жилья, по завершению которой будет составлен акт обследования жилищно-бытовых условий.

Указанный акт будет являться основанием для принятия окончательного решения о постановке на учет либо отказе в постановке, который выносится Постановлением соответствующего органа.

Однако, решение может быть обжаловано гражданином – в суде или Управлении Департамента жилищной политики.

Особые условия для многодетных семей

На сегодняшний день существует ряд государственных программ по улучшению жилищных условий, многие из них нацелены на улучшение жилищных условий для многодетных семей, которые относятся в категории первоочередников.

Для того, чтобы встать на очередь по улучшению жилищных условий многодетной семье и стать участником федеральной или региональной программы, в семье должно быть трое и более несовершеннолетних детей или детей, не достигших возраста 23 лет и обучающихся в ВУЗе на дневном отделении (последнее условие не для всех регионов). К общему списку документов будет необходимо приложить – копии свидетельств о рождении детей и справку, дающую семье статус малоимущей (оформляется в органах социальной защиты) при необходимости.

Сняли с очереди на квартиру

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

  • На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.
  • К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.
  • Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Прислали по почте извещение или позвонили по телефону и сообщили о снятии с очереди, но не предоставили официальных документов о снятии с очереди

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Читайте также:  На чьей стороне стоит Российское правосудие?

Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета.

Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.

2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н.

со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было.

При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н.

приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н.

, притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г.

№29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н.

не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата.

Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г.

Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Сняли с очереди за то, что теперь не считаются льготы, действовавшие при постановке на жилищный учет

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г.

Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И.

была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И.

по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3.

Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий.

После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде.

Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения.

Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

  1. Читайте еще по данной теме:
  2. Егоров Константин Михайлович, юрист
  3. Телефон: 8 (495) 740-55-17
  4. Источник: Московские юристы

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *