Юридическая помощь при госзакупках по 44-ф3

Новые клиенты — главное преимущество, которое дает участие в торгах. Государство постоянно закупает товары и услуги во всех регионах страны. Кроме бюджетных, торги проводят и коммерческие организации, например, Ростех, Роснефть и Газпром.

Потребности таких заказчиков настолько велики, что в некоторых процедурах побеждают сразу несколько участников, а объем контракта делится между победителями.

Работы хватает всем, но не стоит забывать, что чем больше сумма заказа, тем больше требований предъявляют к участнику.

Быть уверенным, что контракт оплатят 

Сроки расчетов прописаны в законе и заказчики обязаны их учитывать. Также заказчика можно проверить — вся его закупочная деятельность в открытом доступе. Всегда можно посмотреть, какие закупки проводит заказчик, как часто он расторгает контракты и просрочивает ли оплату. 

Повысить имидж компании

Организация-участник государственных закупок вызывает больше доверия у клиентов и выглядит стабильной на фоне конкурентов.

Отправить заявку

Что нужно для участия в закупках?

Электронная подпись (ЭП)

Кому понадобится: всем поставщикам. Для чего: чтобы зарегистрироваться в ЕИС, подавать заявки на участие и запросы на разъяснение, участвовать в электронных торгах, подписывать договоры и контракты с заказчиком.

Чтобы поставлять товары, выполнять работы или оказывать услуги госорганизациям по 44-ФЗ, подойдет квалифицированная электронная подпись. Если вы планируете участвовать в закупках по 223-ФЗ и коммерческих торгах, КЭП может быть недостаточно. Некоторые коммерческие электронные торговые площадки (ЭТП), на которых проходят такие тендеры, требуют КЭП со специальным расширением — OID-ом.

Получите универсальную подпись для торгов в Удостоверяющем центре Контура. Подпись подойдет участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, коммерческих торгов и торгов банкротов. Также с ее помощью можно выступать заказчиком в коммерческих закупках, сдавать отчетность, вести ЭДО и регистрировать онлайн-кассы.

Учетная запись компании на портале Госуслуг

Кому понадобится: поставщикам, которые планируют участвовать в закупках по 44-ФЗ, тендерах для малого бизнеса по 223-ФЗ, а также торгах по капремонту по ПП №615.  Для чего: чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

Для регистрации компании у руководителя должна быть подтвержденная учетная запись на портале. Подтвердить учетную запись можно лично в отделении МФЦ или с помощью электронной подписи.

Учетная запись компании в ЕИС

Кому понадобится: поставщикам, которые планируют участвовать в закупках по 44-ФЗ, тендерах для малого бизнеса по 223-ФЗ, а также торгах по капремонту по ПП №615. 

Для чего: без регистрации не получится подать заявку на участие. Также одновременно с ЕИС участника регистрируют на восьми федеральных ЭТП, на которых проводят госзакупки.

Доверьте регистрацию в ЕИС специалистам Сопровождения торгов Контура. Они помогут подготовить необходимые документы, настроят рабочее место, зарегистрируют организацию и руководителя на Госуслугах, подготовят заявку на регистрацию в ЕИС и проконтролируют, что вас включили в реестр участников госзакупок.

Аккредитация на коммерческих ЭТП

Кому понадобится: поставщикам, которые планируют участвовать в закупках по 223-ФЗ, а также коммерческих торгах и торгах банкротов.

Для чего: чтобы подать заявку и участвовать в закупке. 

Коммерческие организации и компании с госучастием публикуют и проводят торги на коммерческих ЭТП. Таких площадок более 300.

Существуют как универсальные площадки, которые подходят большинству заказчиков, так и специализированные, например, для определенного региона или отрасли.

Каждая площадка выдвигает свой список требований и необходимых документов. Также некоторые ЭТП берут плату за аккредитацию или доступ к участию в закупке. 

Отправить заявку

Что включает в себя сопровождение закупок?

Специалисты по сопровождению помогают поставщикам участвовать в закупках. Услугами могут воспользоваться компании, в которых:

  • нет штатного специалиста по закупкам,
  • у штатного специалиста или тендерного отдела не хватает времени, чтобы поучаствовать во всех торгах.

Специалистам по сопровождению можно доверить:

  • Подготовку компании к участию в закупках, например регистрацию в ЕИС или аккредитацию на определенной площадке.
  • Поиск подходящих тендеров.
  • Прохождение одного из этапов закупки, например, анализ документации и подготовку заявки или подачу ценовых предложений.
  • Прохождение закупки целиком — такое сопровождение называют комплексным.
  • Подготовку жалобы в ФАС при нарушениях заказчика.

Преимущества профессионального сопровождения закупок

Не нужно расширять штат сотрудников

Компании не нужно нанимать тендерного специалиста или расширять уже существующий отдел. Стороннего эксперта можно привлечь только в тот момент, когда помощь действительно нужна. 

Например, если компания участвует в нескольких закупках в год или только открывает для себя новый рынок, она не всегда может спланировать нагрузку на своего сотрудника.

В этом случае лучше доверить сопровождение закупки стороннему специалисту. Иногда в компании уже есть собственный специалист, но он не успевает поучаствовать во всех подходящих закупках.

В этом случае можно попросить пройти только один или несколько этапов торгов, чтобы разгрузить сотрудника.

Также штатному специалисту нужно платить зарплату каждый месяц, а стороннему — только за выполненную работу.

Помощь профессионалов

Специалист сопровождения постоянно участвует в закупках. Он следит за изменением законодательства и знает, что нужно делать в нестандартных ситуациях. Такие умения можно приобрести только с опытом. 

Участие в торгах с минимальными усилиями

Сотруднику или руководителю компании не нужно вникать в тонкости законодательства. Достаточно выбрать закупку, в которой они хотят участвовать, и указать цену, которую готовы предложить.

Специалист сопровождения пройдет каждый этап закупки за них.

Также он подскажет о возможных сложностях и рисках, чтобы уберечь клиента от невыгодной закупки и попадания в реестр недобросовестных поставщиков.

Отправить заявку

Особенности сопровождения закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводят бюджетные организации. Правила проведения таких торгов прописаны в законе, и заказчик не может принимать свои. Именно с закупок по 44-ФЗ рекомендуют начинать участие в торгах.

В этом случае специалист сопровождения станет проводником новичка. Он поможет заранее подготовить все необходимые документы и получить дополнительные регистрации, которые точно пригодятся в работе.

Также специалист подскажет о возможных рисках и оградит от необдуманных действий. Например, он может заметить, что документация заказчика подогнана под определенного участника. В этом случае лучше отказаться от закупки или подать жалобу в ФАС.

Особенности сопровождения закупок по 223-ФЗ

Закупки по 223-ФЗ проводят организации, доля государства в уставном капитале которых больше или равна 50%. Такие заказчики разрабатывают и утверждают собственные положения о закупках. В этом документе они устанавливают свои правила проведения торгов, например:

  • Сокращают или увеличивают сроки проведения аукциона, заключения контракта или сумму обеспечения.
  • Определяют требования к документам участника и вводят специальные формы для заполнения.
  • Наделяют себя правом отменить закупку на любом этапе или не заключать контракт с победителем.

Поэтому закупки по 223-ФЗ считают одними из самых сложных. При подготовке и сопровождении таких торгов специалисту важно изучить все документы, подготовленные заказчиком. Учитывать нужно мельчайшие детали.

Например, заказчик по 223-ФЗ требует поставщика заполнить «Анкету участника». Эту анкету нужно отправить в двух форматах: в виде сканированного подписанного документа и в виде документа, в котором можно осуществлять копирование.

Если предоставить анкету только в одном виде, заявку могут отклонить.

Иногда у специалиста могут остаться вопросы, даже если он детально изучил положение о закупках. В этом случае он пишет заказчику официальный запрос на разъяснение.

Отправить заявку

Юридическое сопровождение процедуры участия в торгах по 44-ФЗ. Ч.1. Начало. Из арбитража в закупки

Свою профессиональную деятельность я начал как юрист судебно-арбитражной практики в небольшой (но гордой!) юридической фирме.

Претензионная работа, составление процессуальных документов, участие в судебных заседаниях АС стали обычной практикой, сформировалось определенное понимание особенностей арбитражного процесса. Периодические визиты в суды общей юрисдикции поначалу вызывали приступы агрессии и негодования.

Но со временем, пройдя через все стадии принятия, я сформировал стоическое отношение ко всему происходящему в гражданском процессе и начал ждать и надеяться на качественную реформу судебной системы РФ.

По истечении трех лет работы в фирме казалось, что сфера профессиональных интересов (цивилист-литигатор) определена, правила игры ясны и понятны, остается только совершенствовать и развивать профессиональные компетенции в выбранном мною русле (учиться и еще раз учиться!).

  • Но жизнь юриста непредсказуема и полна сюрпризов.
  • Однажды (год назад) к нам обратился один из постоянных клиентов фирмы со следующей проблемой.
  • Для дальнейшего развития бизнеса (производство светодиодной продукции) ему было необходимо выходить на рынок госзакупок, поскольку там есть крупные контракты на поставку, а также высоко маржинальные энергосервисные контракты.

При этом, указанный рынок давно был поделен между различными энергосервисными компаниями-инвесторами, которые «помогали» заказчикам составлять конкурсную документацию. В этом я убедился после того, как после изучения документов клиента, решил открыть и изучить документацию случайных закупок по энергосервису.

Во всех случаях было ясно, что заказчик уже определился с маркой светильника и исполнителем контракта.

Как это увидеть?

Очень просто – изучая документацию задать себе вопрос: «будучи заказчиком, хотел бы я, чтобы у поставляемого товара была [подставить характеристику из технического задания]». Как правило, если ответ нет, значит техническое задание помогали составлять специалисты компании-победителя.

  1. Для большей убедительности можно направить запрос заказчику разъяснений и получить ответ в стиле «посмотрите еще раз документацию» или «мы так захотели, но объяснить не можем» либо что-нибудь невнятное про качество и срок службы.
  2. (Оно и понятно – действительно сложно объяснить, для чего нужна плата «изготовленная с применением алюмоксидной технологии» или «количество тока на одном диоде от 0,07 до 0,09 ампера»).
  3. В общем и целом, задача заключалась в том, чтобы найти эффективный способ оспаривания таких положений и добиться проведения честных и конкурентных закупок.
  4. К тому моменту все моё понимание о законодательстве о закупках сводилось к следующему:
  5. — оно сложное и специфичное, поэтому доступно только тем, кто решил посвятить себя этому нелегкому делу;
  6. — изменения в закон вносятся часто и хаотично, а цена ошибки очень высока, что вызывает у его адептов огромную тягу к знаниям, либо чрезмерную любовь к алкоголю и прочим антидепрессантам.
  7. (Между прочем, по данным Американской психологической ассоциации юристы страдают от депрессии в 3,6 раза чаще, чем представители других профессий, по количеству самоубийств профессия юриста занимает 11 место, среди юристов очень много алкозависимых (подробнее об этом).
  8. Кроме того, в принципе отсутствовало понимание и представление процесса работы с площадкой, заказчиками, антимонопольной службой.
  9. Поставив в известность клиента, я приступил к изучению указанной сферы и поиску эффективных способов защиты. Их оказалось три:
  10. — подача запроса о разъяснении положений конкурсной документации заказчику.
  11. — жалоба в УФАС;
  12. — обжалование результатов торгов (либо решений комиссии) в суде.
Читайте также:  Из-за рейдеров в России запретят продавать доли в квартирах

Теперь, когда были определены цель и средства дело оставалось за малым – проверить механизм на практике и получить конкурентные торги. Но в реальности все оказалось намного сложнее…

Юрист по госзакупкам в Москве — консультации по государственным закупкам и 44 ФЗ и 223 ФЗ от адвоката Михаила Красильникова

  • Консультации по тендерам и госзакупкам
  • Составление заявки на участие
  • Поддержка на этапе государственного контракта
  • Правовая экспертиза тендерной документации
  • Обжалование итогов торгов и аукционов

Часто получить контракт с привлекательной ценой мешает досадная ошибка: не прошиты документы, стоит лишняя запятая и т. п. Это только те моменты, которые лежат на поверхности. В госзакупках не бывает мелочей. Компания, которая выигрывает торги и успешно справляется с ролью исполнителя, становится привлекательнее для других заказчиков.

Подскажем:

  • с чего начать участие в торгах, какие особенности у закупочных процедур,
  • как составить заявку на участие в закупке.

Поддержим на этапе исполнения государственного контракта, защитим ваши права и законные интересы в антимонопольном органе или суде (при необходимости).

Заявка — это конкретное предложение, а не рекламный проспект. В электронном аукционе перегружать форму заявки запрещает закон. Скажем, он устанавливает требование указывать только одну страну происхождения товара, который участник закупок поставит в случае победы. Если нарушить этот императив, госзаказчик не допустит до участия в аукционе – и будет прав.

Поможем внимательно вычитать требования заказчика, разобраться в них, правильно подготовить и оформить заявку.

В госзакупках проект контракта полностью формирует заказчик. У поставщиков есть возможность изменить условия контракта, но действовать нужно быстро. Чем раньше найдете проблемные условия, тем проще их исправить.

Есть несколько способов исключить из контракта невыгодные условия, а если это сделать не удалось и вы выиграли право заключить такой контракт, помощь адвоката при исполнении госконтракта будет важна вдвойне.

Любой участник госзакупок имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в административном порядке (в управлении федеральной антимонопольной службы – УФАС) действия (бездействие) заказчика или конкурсной комиссии при условии, что они нарушают права и законные интересы участника.

При подготовке жалобы на действия заказчика необходимо проанализировать совершенные им нарушения закона. К ним можно отнести: несоблюдение сроков, нарушение расчета цены или правил основ конкуренции (умышленное ограничение количества участников).

Ваши права могут быть нарушены при заключении контракта или его исполнении. Классический пример – включение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Причем в РНП включаются сведения не только о самих компаниях, но и об их учредителях, о членах коллегиальных исполнительных органов и генеральном директоре.

То есть, в случае попадания компании в реестр ее учредители не смогут, как раньше, открыть другую компанию и продолжить участвовать в госзакупках.

Это очень строгая и формальная процедура, поэтому если вы «удостоились чести» попадания в реестр или понимаете, что заказчик инициирует данный процесс, лучше обратиться к специалистам.

Подробнее: https://www.mk-law.ru/delyus-znaniyami/knowledge_18.html

Документация ключевой документ в процедуре закупки, ведь в ней содержатся требования к участникам закупки (дополнительные требования), сроки подачи заявок и разъяснения положений, суммы обеспечения заявки и контракта, проект контракта и его существенные условия.

Ко всему перечисленному есть специальные требования закона: скажем, заказчик не должен требовать обеспечения заявки, если цена в конкурсе или аукционе составляет 1 млн руб. или меньше, а если она больше, размер обеспечения выбирается из законных диапазонов.

Так как требования регулируются не только законом, но и подзаконными актами, сориентироваться и подсказать вектор поведения может профильный специалист.

Если в документации обнаруживаются незаконные положения, их можно обжаловать в досудебном порядке.

Антимонопольная служба – это государственный орган, уполномоченный рассматривать жалобы на нарушения в сфере госзаказа. ФАС устраняет причины нарушения и восстанавливает конкурентные условия. Жалобы рассматривают территориальные управления по региону – УФАС по г. Москве и т. п.

Срок рассмотрения жалобы в установленном порядке – 5 рабочих дней.

Поможем изучить проблему, сформулировать доводы жалобы, подготовить её текст; представим интересы и защитим доводы жалобы в УФАС.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов в УФАС допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов.

По итогам торгов определяется победитель, который становится контрагентом по заключаемому договору, ведь закон обязывает заключать договор исключительно по результатам процедуры.

Если вы считаете, что торги проведены с нарушением, и намереваетесь добиться справедливости или хотите подать иск об оспаривании торгов, установление факта нарушения решением антимонопольного органа сильно поможет.

Отсутствие такого решения не препятствует обжалованию, но усложняет задачу, поскольку в ходе рассмотрения жалобы УФАС имеет широкие полномочия по сбору необходимой информации и ряд других прав /законных инструментов, которыми в суде вы уже не сможете располагать.

44-ФЗ о закупках для начинающих

44-ФЗ — это федеральный закон, который регулирует сферу закупок. В документе описан весь порядок проведения закупочной деятельности, но если вы начинающий поставщик, то сложный текст закона может показаться чересчур запутанным.

В этой статье мы объясним простыми словами, как происходит закупочная деятельность, и как к ней подготовиться.

Участники в закупках по 44-ФЗ

Участников закупок можно разделить на две группы: заказчики и поставщики. К первым относятся государственные и муниципальные организации (школы, фонды, больницы и т.д.), именно они выставляют заказы на товары и услуги. Ко вторым относятся поставщики, которые выполняют заказы (индивидуальные предприниматели и юридические лица).

К участникам косвенно можно отнести операторов электронных торговых площадок (ЭТП), где происходит закупочная деятельность. Кроме того, косвенно в закупках участвуют и федеральные органы власти: Минфин, ФАС, Рособоронзаказ, Росатом и Роскосмос. Вся сфера закупок регулируется этими органами власти.

Требования к участникам госзакупок

К поставщикам в системе государственных закупок законодательство выставляет определённые требования, и начинающий поставщик должен их знать. В первую очередь в качестве поставщиков могут выступать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Их участие в закупках может быть ограничено, если:

  • индивидуальный предприниматель или организация находятся в процессе ликвидации;
  • у участника есть недоимки по налогам, сборам и другие задолженности за прошедший год (если общая стоимость превышает 25% от стоимости активов);
  • деятельность участника приостановлена;
  • у участника присутствует решение об открытии конкурсного производства;
  • индивидуальный предприниматель или организация признаны банкротом;
  • у участника есть судимость за преступления в сфере экономики;
  • участник входит в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчик может отказаться от составления контракта с исполнителем, если будет установлен факт нарушения правил. Поставщик же может обжаловать решение о своём отстранении или отказа заказчика от подписания контракта, если посчитает решение несправедливым.

Виды госзакупок

Заказчики выбирают поставщиков путём конкурентного определения. Законом выделены семь таких способов:

  1. Открытый конкурс.

  2. Конкурс с ограниченным участием.

  3. Двухэтапный конкурс.

  4. Электронный аукцион.

  5. Запрос котировок.

  6. Запрос предложений.

  7. Закупка товара у единственного поставщика.

Иногда заказчики при выборе опираются на наименьшую цену, иногда — на лучшее соотношение цены и условий.

Подрядчик выбирается по наименьшей цене, если способ определения — аукцион (торговый метод) или запрос котировок (неторговый метод). В первом случае поставщику, чтобы победить, нужно заполнить заявку без ошибок и постепенно снижать цену.

При этом заказчик выберет того исполнителя, чья цена в итоге окажется самой низкой. При составлении заявки на участие в запросе котировок, поставщик также описывает товар или услугу и выставляет стоимость, но при этом возможность снижения цены отсутствует.

Читайте также:  Банк хочет забрать авто из-за долгов прошлого владельца, что делать?

Заказчик также выбирает того исполнителя, чья цена окажется самой низкой.

Конкурс (торговый метод) и запрос предложений (неторговый метод) — это такие способы определения подрядчика, в которых победителем становится тот, кто соответствует всем требованиям и предлагает лучшие условия.

Любая торговая и неторговая процедура может проходить как в один, так и в несколько этапов. Кроме того, конкурсы и аукционы могут быть как открытыми, так и закрытыми, когда выставляются те или иные ограничения на участие.

Подготовиться к участию в госзакупках можно с помощью «Астрал.Тендер». Вас научат не только работе на электронных площадках, но и, при необходимости, специалисты возьмут торги в свои руки, предоставив вам уже готовые сделки.

Место проведения госзакупок

Все закупки по 44-ФЗ проводят исключительно в электронном виде. Процесс происходит на электронных торговых площадках — сайтах, где заказчики и поставщики могут взаимодействовать.

Тендеры проходят на следующих площадках: «Сбербанк АСТ», «Государственная тендерная площадка Росэлторг», «Электронная площадка торгов РТС тендер», «Национальная электронная площадка НЭП», «Электронная торговая площадка Заказ РФ», «Всероссийская универсальная площадка ЭТП РАД Госзакупки», «ЭТП ГПБ Электронная торговая площадка Газпромбанка», «Федеральная электронная площадка ТЭК-Торг», «ЭТП Гособоронзаказа АСТ ГОЗ».

Что потребуется для участия

Начинать работу с закупками можно только после подготовки. Первый этап подготовки к закупкам — это приобретение необходимых знаний, второй — необходимых инструментов. Для участия в торгах на электронных торговых площадках поставщик должен зарегистрироваться в ЕИС — сайте единой информационной системы в сфере закупок.

Один из основных инструментов в закупочной деятельности — это электронная подпись. Её применение обязательно для регистрации на ЕИС и ведения закупочной деятельности на площадках. При этом электронная подпись обязательно должна быть квалифицированной, такую ЭП выдают только аккредитованные удостоверяющие центры.

Помочь с поиском подходящих заказов может «Астрал.Тендер». Сервис проанализирует рынок и поможет с выбором выгодных предложений.

Как проходят закупки

Проведение госзакупок по 44-ФЗ происходит по определённой схеме, которая различается лишь некоторыми элементами (как, например, видом закупки). Для того чтобы схема была понятна даже для чайников, мы выделили в ней главные шаги:

  1. Публикация заказа.

  2. Инициатор госзакупки — это заказчик. Он выставляет подробное техническое задание. В нём он отражает все требования к необходимому товару, услугам или работам. Кроме того, заказчик указывает цену и условия.

  3. Приём заявок.

  4. Поставщики отправляют заявки на выполнение заказа, в которых указывают время его исполнения и другую важную для заказчика информацию. На этот этап уходит несколько дней, заказчик выставляет их самостоятельно.

  5. Выбор исполнителя.

  6. Определение исполнителя заказа выполняется в соответствии с типом госзакупки, при этом всегда выбор падает на самое выгодное предложение. Это может быть конкурс, аукцион, запрос котировок или запрос предложений. Отбор может проходить в один или несколько этапов, что также определяет заказчик.

  7. Заключение контракта.

  8. Как только заказчик выбирает исполнителя, они заключают контракт. Структура документа обязательно должна включать сроки оплаты, приёмки и оформления результатов приёмки. В контракте указываются дополнительные параметры, как, например, условия об ответственности заказчика и исполнителя.

  9. Выполнение заказа.

  10. Поставщик выполняет заказ и предоставляет его результат. Товар или услуги которые предоставляет исполнитель, должны соответствовать оговорённым условиям, а работа должна быть выполнена в срок.

В госзакупках по 44-ФЗ задействовано множество процессов, лишь косвенно связанных с действиями поставщика. Простыми словами: для того чтобы начать работать с заказчиками, достаточно приобрести электронную подпись, зарегистрировать на портале ЕИС и найти подходящий заказ.

Для участия в госзакупках по 44-ФЗ нужно использовать квалифицированную электронную подпись. «Астрал-ЭТ» подходит для участия в торгах, работе на государственных порталах и ведения электронного документооборота. Подпись лучше использовать со специально настроенным тарифом: «Базис» или «Универсальный».

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам).

Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков.

Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • «Сбербанк-АСТ»,
  • «РТС-тендер»,
  • «Росэлторг»,
  • НЭП,
  • ZakazRF,
  • Lot-online,
  • ТЭК-Торг,
  • ЭТП ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в онлайн‑режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс.

рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП).  Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см.

«Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Читайте также:  Как выселить из квартиры непрописанного человека?

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Юридическое сопровождение закупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ

  • Содержание
  • Государственные и муниципальные закупки в рамках 44-ФЗ, тендеры по 223-ФЗ стали неотъемлемой частью бизнес-процессов и требуют грамотного юридического сопровождения. 
  • Юридическое сопровождение торгов, тендеров, конкурсов, аукционов, запросов предложений включает анализ условий документации, оценку рисков, проверку заявки, подготовку запросов и, при необходимости, обжалование в ФАС.

Компании, бизнес которых строится на исполнении госзаказов, имеют свои тендерные отделы или специалистов по закупкам либо отдают на аутсорсинг поиск нужных тендеров и подачу заявок. Но даже опытные участники закупок, случается, допускают серьезные ошибки. А к юристам обращаются, когда уже сложно что-то исправить и успешно обжаловать, например, отклонение заявки. 

Услуги юристов КГ ЭТАЛОН по сопровождению участников закупок:

  • Анализ документации о закупке, подготовка запросов о разъяснении положений документации с учетом интересов участника закупки (необоснованное объединение товаров в один лот, ограничение количества участников, требования к объекту закупки не соответствуют применимым стандартам, ошибки);
  • Подготовка запросов о разъяснении документации;
  • Проверка заявок, документов в составе заявки, оценка рисков отклонения заявки и конкретные предложения по их устранению, увеличению количества баллов при оценке;
  • Оценка обоснованности отклонения заявки, применения национального режима (в т.ч. применение преференций, поставка российского и иностранного товара);
  • Обжалование в ФАС России и региональных УФАС, арбитражном суде (положения документации о закупке, действий оператора ЭТП, действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, незаконное отклонение заявки, неверное подведение итогов закупки, запрет на предложение эквивалента, закупка по товарному знаку);
  • Сопровождение заключения, изменения контракта по итогам проведенной закупки (протоколы разногласий, невыполнение заказчиком процедуры заключения, закупка у единственного поставщика, заключение контракта при уклонении победителя закупки заключить контракт, внесение изменений в договор, односторонний отказ от исполнения);
  • Спорные вопросы обеспечения исполнения контрактов (банковские гарантии, ошибки банков, антидемпинговые меры и информация);
  • Антимонопольный комплаенс (защита от недобросовестной конкуренции, снижение антимонопольных рисков для компании);
  • Эффективные действия по заявлениям Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (уклонение от заключения контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения, судебное решение о расторжении договора).

Последствия ошибок участников закупок:

Ошибки в заявках и неосмотрительное участие в тендерах – это не только потерянный контракт, но и реальные материальные убытки компании!

  • Обеспечение заявки на участие в тендере не возвращается, если заявка участника аукциона по вторым частям отклонена три раза за квартал на одной ЭТП.
  • Уклонение или отказ от заключения контракта, непредставление обеспечения контракта влечет также удержание обеспечения заявки, а еще включение в реестр недобросовестных поставщиков. А это полная потеря рынка госзаказов на два года.

Примеры из нашей практики: 

Кейс 1: Доверитель обратился к нам с задачей оспорить отклонение заявки на участие в закупке сложного измерительного оборудования для исследований на сумму более 9,5 млн. рублей.  Жалобу мы не подали. Заказчик правомерно отклонил заявку, потому что участник не указал часть характеристик предлагаемого товара.  Допустил ошибку, которая стоила потери выгодного контракта.

Кейс 2:  Участник подал заявку  согласно техническому заданию, стал победителем, но  обнаружил, что не сможет исполнить контракт. Причины могут быть разные:  ошибки  расчета цены или несоответствие технических характеристик товара. При неисполнении контракта ему грозит попадание в Реестр недобросовестных поставщиков. Решить проблему можно, но не всегда.

После подачи заявки фактически изменить параметры поставляемого товара (выполняемых работ и услуг), условия исполнения обязательств невозможно. Исключения есть, но только в части улучшений и при условии согласия заказчика.

Юридическое сопровождение закупок и тендеров по 44 ФЗ и 223 ФЗ

Специалисты по закупкам КГ ЭТАЛОН обеспечат уверенность при участии в важных закупках и позволят избежать финансовых потерь.

Почему сотрудникам Вашего тендерного отдела нужна помощь специализированных юристов по закупкам?

  • Загруженность тендерного отдела.
  • Постоянные изменения законодательства и правоприменительной практики.
  • Не хватает компетенции специалистов, в том числе собственных юристов.
  • Вы участвуете в нестандартной закупке (ответственность, высокая НМЦК) или у особого заказчика.
  • Закупка прописана под конкретного поставщика, но важно принять участие и выиграть.

Наиболее эффективно начинать работать с юристом до подачи заявки, когда известна закупка, есть документация, но есть сомнения:

  • как правильно оформить заявку,  какие именно документы подать;
  • как правильно прописать предложение по товару;
  • закупка «заточена» под конкурента, а выиграть нужно;
  • предъявлены незаконные требования или условия участия.

На данной стадии существует больше возможностей для законного воздействия на заказчика (запросы разъяснений, жалобы в ФАС), изменения документации и устранения ошибок в заявке участника.

С помощью юриста также можно оценить свои шансы на победу. Например, если речь идет о конкурсе, большое значение имеет оценка заявки по критериям оценки: цена, опыт, деловая репутация и т.д.

Пример из нашей практики: 

Доверитель КГ ЭТАЛОН принял решение участвовать в закупке на поставку и установку двух земных станций спутниковой связи для крупнейшей газовой корпорации страны. Особенность закупки состояла в том, что подобные станции в России ранее не устанавливали, поэтому юридически подтвердить соответствие участника заявленным требованиям, а продукции – техническим характеристикам было проблематично.

Юристами КГ ЭТАЛОН была тщательно проанализирована документация по закупке, составлены и направлены запросы разъяснений по содержанию закупки.

После полученных от Заказчика ответов и внесенных им изменений в документацию, участник успешно подготовил заявку на участие.

Заявка была проверена, ошибки и несоответствия документации были устранены, что позволило Доверителю избежать отклонения заявки по формальным признакам. 

В результате работы юристов антимонопольной практики КГ ЭТАЛОН, Доверитель был признан победителем закупки и получил возможность заключить контракт на сумму более 390 миллионов рублей.

Стоимость услуг

Консультация юриста по закупкам 

от 5 000 руб

Подготовка заявки

от 24 000 руб.

Окончательная стоимость услуг формируется на основании предварительного анализа Вашей ситуации и документов. 

Заключение контракта 

Победитель обязан подписать контракт в ограниченный срок. По итогам госзакупки участник подписывает контракт в течение пяти дней со дня публикации итогового протокола.

Победитель коммерческой закупки или закупке, проводимой отдельными видами юрлиц (223-фз), обязан заключить договор с заказчиком в сроки, установленные документацией.

Договор не может быть заключен ранее 10 дней или позднее 20 дней с даты итогового протокола.

Важно: Победитель вместе с подписанием контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта, если это было предусмотрено документацией.

Нарушение срока заключения контракта, непредоставление банковской гарантии, ошибки при подписании контракта – основания для признания победителя уклонившимся от заключения контракта, что влечет включение в Реестр недобросовестных поставщиков.

С этой статьей читают:

Подкуп в тендере. Какое наказание Вас ожидает.

  1. Обжалование / оспаривание  госзакупок
  2. Как не попасть в РНП
  3. Экспертиза закупочной (тендерной) документации.
  4. Особенности подписания контракта по итогам проведения закупки,

Позвоните нам по телефону горячей линии 8 (495) 509-41-19

Заполните заявку на бесплатную юридическую консультацию в нижней части экрана

Реализованные проекты

Доверитель, дистрибьютор медицинский изделий, подал заявку на участие в аукционе в электронной форме на поставку расходного материала (пленки) для рентген-кабинета Заказчика в Ростовской области. Заявка Доверителя была неправомерное отклонена, так как чувствительность пленки была указана неточно.

Доверитель обратился в КГ ЭТАЛОН с просьбой подать жалобу на неправомерные действия аукционной комиссии. … Читать далее Доверитель КГ ЭТАЛОН является поставщиком лекарств белорусского происхождения, включенных в перечень ЖНВЛП. Победа в госзакупках в 2019 г.

для Доверителя осложнилась применением заказчиками новой редакции приказа Минфина России № 126н, предусматривающей особые преференции при полном цикле производства лекарственных препаратов, включая субстанцию, на территории ЕАЭС. Препараты Доверителя производятся из иностранной субстанции, …

Читать далее Доверитель выполнил работы по контракту в рамках закупки представительства в РФ крупной международной машиностроительной компании. Заказчик по контракту отказался подписать акты выполненных работ и оплачивать работы; ссылался на непредставление исполнительной документации, самостоятельное выполнение работ Заказчиком.

Осложняло ситуацию то, что по части работ Доверитель выступал агентом Заказчика и привлекал субподрядчика, работы … Читать далее

Все проекты

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *