Как взыскивали долги в царской России?

В 1991 году новая Россия признала себя преемницей не только Советского Союза, но и Российской Империи. Российская Федерация  выплатила $400 млн в пользу правительства Французской Республики – в качестве частичной компенсации держателям дореволюционных русских ценных бумаг, многие из которых обанкротились из-за отказа большевиков от обязательств царской России. 

Первый заем за границей в истории российского государства взяла Екатерина Великая – в Голландии на 10 лет под  5% годовых на сумму в 7,5 млн гульденов – для того, чтобы покрыть расходы на очередную Русско-турецкую войну. С этого времени начинается история внешних долгов Российской империи.

Обращение к внешним займам было продиктовано необходимостью: неразвитость финансовых инструментов препятствовала привлечению средств внутри страны.

При Александре I в России появляются первые облигации внутренних государственных займов, но их размещение прошло неудачно.

Звездный час наступит спустя полстолетия — с билетами выигрышных займов, которые стали «народными» бумагами и сыграли решающую роль в формировании массового облигационного рынка.

Как взыскивали долги в царской России?Главным поставщиком новостей были газеты, в которых ежедневно печатались цены на ведущие ценные бумаги.

На протяжении всех царствований со времен Екатерины Россия продолжала накапливать и внутренние, и внешние долги. Механизмы государственного заимствования были разнообразны: так, во время бума железнодорожного строительства Россия размещала в странах Западной Европы облигации железнодорожных обществ.

Их доходность, как правило, гарантировалась правительством, и они обращались на фондовых рынках фактически наравне с государственными бумагами.

Когда в 1880-90-е годы многие частные железные дороги были выкуплены в казну, займы акционерных железнодорожных обществ стали частью российского государственного долга.

Как взыскивали долги в царской России?В состав госдолга входили также закладные листы и свидетельства казенных ипотечных банков – Дворянского и Крестьянского.

В состав госдолга входили также закладные листы и свидетельства казенных ипотечных банков – Дворянского и Крестьянского, размещение которых на европейском фондовом рынке началось в конце XIX века. Одновременно с ними в Европе появились и займы российских городов.

В 1880-е годы основой внутренней экономической политики, начатой Иваном Александровичем Вышнеградским и продолженной Сергеем Юльевичем Витте,  стала ликвидация бюджетного дефицита и покровительство отечественной промышленности.

Частью этой политики было по сути рефинансирование долгов страны: 5% займы правительство смогло заменить на новые четырехпроцентные.

После конверсии российского государственного долга на Парижской бирже в 1888-1889 годах Франция стала крупнейшим кредитором Российской империи.

Настоящим испытанием для российской экономики стал выход из кризиса начала XX века. В 1897 году был введен «золотой стандарт» рубля, в последующие годы золотой запас заметно вырос. Однако ситуация изменилась в ходе неудачной русско-японской войны и революции 1905 года.

Количество наличных рублей выросло, в то время как объем золота сократился и опустился ниже предела, установленного эмиссионным законом. Царским указом от 16 декабря 1905 года Минфину было предоставлено право выпустить до 150 миллионов рублей без золотого покрытия.

Указ был секретным, а в 1908 году его подлинник был уничтожен.  

В итоге правительство договорилось взять международный заём, который снял вопрос о прекращении золотого размена. Последовали тяжёлые переговоры с Францией, которая предоставила кредит на два миллиарда франков под 5% годовых. Именно про этот заём В.И. Ленин писал, что «Россию расстреливали не только треповские пулеметы, но и кадетско-французские миллионы».

С началом Первой мировой войны фондовая биржа закрылась (она заработала ненадолго в начале 1917 года, после чего прекратила свое существование). Основным поставщиком новых кредитов во время войны стала Англия.

Страну захлестнула гиперинфляция: если в начале 1917 года она составляла 300%, то к Октябрьской Революции достигла огромных 1600%. За время войны долг увеличился в 4 раза.

Расчет был на то, что военные успехи смогут покрыть все издержки.

К началу XX века Россия считалась одним из наиболее надежных заемщиков. С приходом большевиков к власти ситуация резко поменялась. Декретом от 21 января 1918 года все государственные займы были аннулированы. Коммунисты не считали новую Советскую Россию правопреемницей царской.

Такое решение спровоцировало целую волну банкротств по всей Европе: ещё перед войной сотни тысяч людей вложились в русские облигации, и получаемые по ним проценты были важным источником их дохода. Например, более половины всех сбережений французов были вложены в российские ценные бумаги.

Вы только вдумайтесь, в  1914 году во Франции было около 2 млн владельцев российских ценных на сумму 12 млрд франков золотом. А всего французские инвесторы обладали ценными бумагами на 22,5 млрд франков (это около 50% ВВП Франции).

Кстати говоря, торговля русскими ценными бумагами продолжалась на Парижской бирже до 1927 года, отражая надежду на то, большевики потеряют власть в России и все вернется на круги своя.

Отказ большевиков от платы по старым долгам считают крупнейшим дефолтом в мировой истории, он являлся одной из важнейших причин, по которой Советскую Россию долгое время не признавало мировое сообщество.

Дефолт по царским долгам — Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России

Суверенный дефолт (также «государственный дефолт», часто просто «дефолт») — это полный или частичный отказ государства от выполнения своих внутренних или внешних финансовых обязательств. По сути это банкротство государства.

Примеры суверенных дефолтов возникают в истории с появлением самих государств и государственных финансов.

Один из первых — отказ 10 из 13 муниципалитетов Афинского морского союза выплачивать долги по займу Храма острова Делос в IV веке до н. э.

Трудности с погашением долгов испытывали многие монархи Средневековья. В 1327 году король Англии Эдуард III отказался выплатить долги одного из своих предшественников итальянским банкирам.

Император Священной Римской империи Карл V, будучи не в силах уплатить долг Якобу Фуггеру, передал ему право на эксплуатацию Венесуэлы.

Его сын Филипп II приостанавливал уплату государственных долгов трижды.

В Новое время аккуратное обслуживание своих долгов стало одним из приоритетов внутренней политики, но банкротства всё равно случались.

В середине XVII века английскому полководцу Оливеру Кромвелю (1599—1658) понадобились средства для завоевания Ирландии. Он одолжил крупную сумму у богатых англичан и протестантов континентальной Европы.

Расплатиться он надеялся землёй, отобранной у ирландских католиков. Но конфискованных участков оказалось недостаточно, и Кромвель не смог рассчитаться с инвесторами.

Как взыскивали долги в царской России?

Советская делегация на Генуэзской конференции (1922 год)

Пример из Новейшей истории. В 1922 году Германия прекратила выплату репараций странам — победителям в Первой мировой войне. В ответ Франция и Бельгия ввели войска на территорию Рурской области, составлявшей около 20% германской территории.

Один из самых известных суверенных дефолтов в российской истории случился после Октябрьской революции. В декабре 1917 года советское правительство приостановило оплату купонов по облигациям государственных займов и запретило сделки с ценными бумагами. В январе 1918 года был принят декрет об аннулировании государственных займов царской России.

Одновременно проводилась национализация промышленных, торговых и финансовых объектов частной собственности, принадлежавших в том числе и иностранцам. На тот момент размер внешнего долга РСФСР составлял около 12,5 млрд рублей. Основная часть этой суммы (62%) приходилась на заимствования, сделанные в годы Первой мировой войны.

Главными кредиторами России были Англия (45% долга) и Франция (38%). На Германию по довоенным займам приходилось 7%, на Голландию — 4%, на США — 3%, на другие страны — оставшиеся 3%.

От правительств стран-кредиторов последовала жёсткая реакция на действия России: они объявили, что рассматривают декреты РСФСР об аннулировании государственного долга и конфискации собственности как ничтожные.

Правительство большевиков осознавало тяжесть положения, в котором оказалась страна. Иностранные кредиты могли стать важным источником поддержки экономики, разрушенной войной и двумя революциями, но получить новые займы без решения проблемы царских долгов было невозможно.

Поэтому, несмотря на принятые декреты, советское правительство согласилось пойти на переговоры и выразило готовность признать долги в обмен на экономическую помощь.

Верховный совет союзников рассмотрел предложения РСФСР и принял решение обсудить их на международной конференции, которая состоялась весной 1922 года в итальянском городе Генуя.

Как взыскивали долги в царской России?

Эмигрантская карикатура 1930-х годов на Максима Ливинова, одного из членов советской делегации на Генуэзской конференции

На конференции советскую делегацию возглавлял народный комиссар по иностранным делам Георгий Чичерин (1872—1936). В счёт погашения долгов кредиторы потребовали от советского правительства ежегодных выплат в размере более 1 млрд рублей (для сравнения: при царском правительстве было необходимо выплачивать 400 млн рублей в год). Тогда советская делегация заявила ответные претензии.

Представители РСФСР потребовали возмещения ущерба, нанесённого в годы Гражданской войны и интервенции, и компенсации за российское имущество, оставленное за границей. Размер требований советской стороны составил 39 млрд рублей (позже цифра возросла до 50 млрд). При этом советское правительство отказалось вернуть иностранную собственность, национализированную в ходе революции.

Государства-кредиторы, не имевшие крупных претензий к России, были заинтересованы в сотрудничестве с ней вопреки старым долгам. Поэтому советские делегаты надеялись сыграть на противоречиях между западными странами и заключить с ними соглашения по отдельности.

Но данная тактика не сработала: кредиторы выступили с единой позицией, в которой возобладала жёсткая линия, проводимая Францией.

Примечательно, что на конференции в Генуе в качестве эксперта присутствовал выдающийся английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883—1946), выступавший за компромисс и необходимость сотрудничества с Россией. Договориться советским делегатам удалось только с Германией, с которой был подписан Рапалльский договор.

С остальными кредиторами согласовать позиции не получилось, и было принято решение отложить эти вопросы. Только после распада СССР Россия признала царские долги, и на протяжении 1990—2000 годов вопрос был урегулирован окончательно.

Выводы (исторический и финансовый)

  • Советское правительство аннулировало все государственные долги царской России
  • Окончательно решить проблему царских долгов удалось только после распада СССР, когда Россия их признала
  • Дефолт — это полный или частичный отказ государства от выполнения своих внутренних или внешних финансовых обязательств, банкротство государства

Долги наши царские..

Если Россия является правопреемником СССР (т.е. отвечает по его долгам), то СССР правопреемником царской России никогда себя не считал. Поэтому французам не светит получить полные выплаты по царским облигациям

Читайте также:  Банкротство застройщика – как происходит и что делать дольщикам
Как взыскивали долги в царской России?

Революции – дело выгодное в плане финансов, но рискованное. Конечно, заманчиво объявить себя принципиально новым государством и отказаться отвечать по долгам прежнего правительства. Но кредиторы почему-то всегда думают, что долг красен именно платежом, и поэтому нет никакой гарантии, что детям или внукам счастливых революционеров не придется расплачиваться по дореволюционным долгам, да еще с набежавшими процентами. По крайней мере, долговая проблема может стоить им немалых нервов.

Именно эта проблема вновь всплыла в российско-французских отношениях. Совсем недавно французская Ассоциация держателей облигаций царских займов (АФПЕР) обратилась в Парижский суд высшей инстанции с требованием наложить арест на культурные ценности из Эрмитажа, экспонирующиеся на выставке «Париж – Санкт-Петербург, 1800-1830» в соборе парижского Дома инвалидов.

История вопроса вкратце такова. Россия еще при Александре I (с 1822 г.) стала размещать государственные ценные бумаги во Франции. Наибольшего масштаба эти операции достигли при Александре III, когда Россия нуждалась в инвестициях для строительства железных дорог и развития промышленности.

Правительство Франции поощряло эти операции, и они проводились с большим размахом, суля большие доходы тем, кто покупал российские ценные бумаги. Вскоре добрая половина населения Франции оказалась в кредиторах Российской империи.

На деньги, полученные от продажи за рубежом царских облигаций, в России была построена большая часть железных дорог, в том числе и Транссибирская магистраль, морские порты, заводы в Москве и Петербурге, монументальные здания.

А когда началась Первая мировая война, правительство Франции призывало граждан покупать российские ценные бумаги, чтобы помочь союзнику.

Но затем произошла большевистская революция 1917 года. Новая власть отказалась быть правопреемником царской России, и все прежние ценные бумаги потеряли всякую свою ценность.

Правда, через 10 лет советское правительство, нуждаясь в новых заимствованиях, выразило готовность погасить царские долги, предлагая 15% их номинальной стоимости – в обмен на новые французские кредиты.

Но такое предложение было французами отклонено (и, как впоследствии выяснилось, очень даже зря). Затем последовали войны (Вторая мировая и «холодная»), когда было не до старых претензий…

Почти целое столетие многие семьи во Франции хранили стопки красиво оформленных царских облигаций.

Тысячи французов могут рассказать историю, как их бабушки и дедушки, вложившие все свои накопления в эти ценные бумаги, оказались полностью разоренными после революции 1917 г. и умерли в нищете. По Франции прокатилась тогда волна самоубийств.

Тем не менее, три поколения французов не оставляли надежды на то, что Россия когда-либо начнет платить долги. И их надежды оправдались. Правда, всего на один процент…

В 1986 г. Россия сумела договориться с британскими кредиторами, согласившись уплатить им 54,78% номинальной стоимости царских долгов (британцы составляли вторую по величине группу российских кредиторов); было выплачено $120 миллионов. Затем, в 1997 г.

, Россия заключила соглашение и с правительством Франции, по которому обязалась выплатить французским кредиторам 3 млрд франков, что в тот момент было эквивалентно $400 млн, причем эти деньги должны были быть выплачены восемью частями по $50 млн каждая.

Однако на этом претензии к России не закончились. На изменении курсов валют французы потеряли порядка 400 млн. франков (выплаты осуществлялись в долларах), но не это главное. А главное то, что, по оценкам АФПЕР, согласованная на межправительственном уровне сумма составила менее 1% от общего объема «царских долгов» России: за 20 облигаций, стоивших в 1906 г.

10 тыс. франков, в 1997 г. можно было получить менее $1 тысячи. Дотошные эксперты тут же подсчитали, что семья, приобретшая два десятка облигаций в 1906 г., могла бы тогда на эти деньги купить участок в сельской местности и построить себе добротный дом. Теперь же на «доход» от российских ценных бумаг их потомки могут внести месячную плату за квартиру в Париже.

Однако Париж, заинтересованный в поддержании хороших отношений с Москвой, не хочет более участвовать в исторических разборках и потому лишил кредиторов царской России своей поддержки, порекомендовав им предъявлять частные иски непосредственно России.

Более того, предвидя возможные неприятности на почве неудовлетворенности французских кредиторов, в апреле нынешнего года правительство Франции официально гарантировало неприкосновенность культурных ценностей, «предоставленных Российской Федерацией во временное пользование французскому государству».

Тем не менее, небольшой скандал в Париже все же состоялся. Небольшой – потому что речь шла не о всей сумме царских долгов, а о долговых обязательствах дореволюционного Санкт-Петербурга перед французами на сумму, эквивалентную 6 млн евро. Дело дошло даже до появления на выставке судебных приставов, хотя описать имущество им так и не дали.

Впрочем, эксперты убеждены, что АФПЕР ничего не получит. Российский МИД в ответ на исковые угрозы французов сослался на соглашение 1997 г., назвав все дальнейшие разбирательства по «царским долгам» сугубо внутренним французским делом. И действительно, претензий к России здесь быть не может, поскольку она выполнила условия соглашения с Францией: $400 млн.

выплачены французскому правительству, а уж как оно их распределило между кредиторами – это не наше дело. Но главное – в том, что если Россия является правопреемником СССР (т.е. отвечает по его долгам), то СССР правопреемником царской России никогда себя не считал. И с точки зрения международно-правовой доктрины, имел на это полное суверенное право.

Так что российско-французское соглашение 1997 г., какие бы мизерные выплаты оно ни предусматривало, следует рассматривать всего лишь как акт доброй воли со стороны богатой и щедрой России, решившей помочь бедным французам, которых в свое время «кинули» большевики.

Зачем России понадобилось это делать? Затем, чтобы ее саму достойно приняли в клубе международных кредиторов.

Франция не будет требовать от России €30 млрд по царским долгам

  • Франция не может требовать от России возврата царских долгов по государственным займам, которые были аннулированы ровно сто лет назад (21 января 1918 года) декретом, подписанным председателем Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Яковом Свердловым, так как спор был улажен Парижем и Москвой в 1997 году.
  • Об этом рассказали агентству РИА Новости во вторник, 16 января 2018 года, во французском министерстве экономики.
  • «Межгосударственные споры между Французской Республикой и Российской Федерацией по вопросу «русских займов» были ликвидированы подписанием 27 мая 1997 года соглашения между двумя странами, по которому Франция и Россия взаимно отказываются от всех финансовых долгов, которые возникли между ними до 9 мая 1945 года, а также воздерживаются от поддержки требований своих граждан, связанных с этими долгами», — сообщили в Минэкономики Франции.

«Перепись, произведенная министерством финансов, позволила установить, что 315 219 держателей займов имели в своем владении около девяти миллионов ценных бумаг. Эти держатели получили выплаты», — подчеркнули во французском экономическом ведомстве. Там напомнили, что речь идет о выплаченных Россией Франции $400 млн.

Таким образом, отметили в Минэкономики Франции, «межгосударственные споры устранены» и Париж воздерживается от любых требований к Москве по этому вопросу.

Подписанное с Россией соглашение не позволяет французскому государству лишать «французских физических лиц, даже получивших компенсацию, права выставлять долговые требования». Но и не связывает Париж «никакими обязательствами перед этими людьми».

Ранее, 13 января, французская радиостанция Radio France Internationale (RFI) сообщилa, что около 400 000 потомков французских рантье, купивших более ста лет назад государственные облигации российских железнодорожных компаний, рассчитывают сегодня получить от Москвы компенсацию в размере от €10 до €30 млрд. Об этом сообщил радиостанции глава Международной федеративной ассоциации держателей российских займов (AFIPER), представляющей интересы наследников, Эрик Санитас.

«Россия не обанкротилась, и далека от этого. Государственный долг по определению считается неотъемлемым. И его надо заплатить, таковы правила игры», — заявил Санитас.

В 1867 году железнодорожные компании царской России начали выпуск государственных облигаций, обеспеченные золотом. К началу XX века французские инвесторы вложили в них 15 млрд франков (€53 млрд в современном эквиваленте).

«Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы»

Часть вкладчиков успела получить прибыль. Остальные остались с бумагами на руках. 21 января 1918 года (3 февраля по новому стилю) председатель ВЦИК Яков Свердлов подписал декрет об аннулировании государственных займов.

«Все государственные займы, заключенные правительствами российских помещиков и российской буржуазии, перечисленные в особо публикуемом списке, аннулируются (уничтожаются) с декабря 1917 года.

Декабрьские купоны названных займов оплате не подлежат», — говорилось в пункте 1 декрета.

В пункте 2 документа отмечалось, что «аннулируются все гарантии, данные названными правительствами по займам различных предприятий и учреждений».

Царские долги в обмен на золото

27 мая 1997 году, когда президентом Франции был Жак Ширак, а президентом России Борис Ельцин, Москва и Париж заключили соглашение «Об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года».

По этому соглашению Франция отказалась, в том числе, от требований, касающиеся всех займов и облигаций, которые были выпущены или гарантированы до 7 ноября 1917 года правительством Российской Империи.

А Россия обязалась не предъявлять Франции какие бы то ни было финансовые и имущественные требования, связанные с интервенцией 1918 — 1922 годов.

А также отказалась от той части золота, которое было передано Германии по Брест-Литовскому мирному договору, подписанному 3 марта 1918 года, и в результате оказалось во Франции.

А также от золота, которое, как считает Москва, было передано Франции адмиралом Колчаком. Всего речь идет о 47,5 т золота.

В качестве полного и окончательного урегулирования этих требований Россия согласилась выплатить, а Франция — принять сумму в размере $400 млн.

Эти деньги были выплачены в виде восьми полугодовых платежей по $50 млн. Первый платеж состоялся уже в июне 1997 года. Последний транш в $50 млн был перечислен Франции 1 августа 2000 года.

Соглашение от 1997 года не устроило часть французов, унаследовавших царские облигации. Держатели российских бумаг несколько раз обращались в суд, в том числе в 2013 году и в 2015 году. Но безуспешно.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подтвердил, что соглашение от 1997 года не нарушает право заявителей на уважение частной собственности.

Читайте также:  Банки начнут собирать биометрические данные Россиян

«Отдельно ЕСПЧ было отмечено, что приобретение царских займов представляло собой рискованную финансовую операцию, и держатели облигаций должны принять последствия данных рисков», — пояснил РИА Новости глава Центра правового регулирования межгосударственных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС Дмитрий Матвеев.

Кому большевики отказались платить «царские долги»?

Одним из деяний советской власти, которое она не только не считала нужным скрывать, но даже и при всяком удобном случае пыталась выпячивать является отказ платить по долгам Российской Империи.

Типа «прогнившее царское правительство» мало того, что оплачивало русской кровью амбиции зарвавшейся франко-британской буржуазии, но, обслуживая их интересы, еще и залезло к этой самой буржуазии в долговую яму. Ну а большевики, дескать, не признают захватнических войн, и предлагают буржуям самим оплачивать свои авантюры.

Надо признать, что Мировая война потребовала не только невиданной мобилизации людских ресурсов, не только выпуска казавшегося невероятным до этого, колоссального количества различного оружия и боеприпасов, но и соответственно огромных расходов.

Кстати большевики всегда вели свою пропаганду за гранью здравого смысла, говоря с одной стороны, что война как-то уж очень сильно разорила именно Россию, а с другой стороны, Россия была страной отсталой и выпускала ну совсем мало оружия.

Вы уж сведите концы с концами, если ведущие страны выпускали настолько больше оружия, то и разорены должны быть пропорционально сильнее, а если Россия была так уж разорена, то видимо и оружия выпускала немало?

До войны затраты на оборону Российской Империи были уже очень обременительными для бюджета. Цифра вплотную подползала к миллиарду рублей! Это притом, что обыкновенные доходы бюджета составили в 1913 году 3,4 млрд рублей. Но расходы на войну быстро превысили не только все военные расходы, но и весь бюджет. Причем намного.

За 1914 год на войну было потрачено 2,5 млрд рублей, в 1915 году – 9,4 млрд, 1916 году – 15,2 млрд, за январь-февраль 1917 года – 3,3 млрд. То есть война съела суммарно 30,5 млрд рублей.

Это доходы страны за без малого 10 лет! Пусть, с учетом инфляции, несколько меньше, но в любом случае ясно, что покрыть такие расходы за счет обыкновенных доходов, и золото-валютных резервов было просто невозможно.

Если Вы подумали, что остаток покрыли Англия и Франция, или может быть США, то сильно ошиблись. Основных источников, кроме уже упомянутых доходов и золото-валютных резервов было три.

Коль уж я упомянул об инфляции, давайте проясним откуда она взялась. Правительство прибегло к выпуску не обеспеченных золотом денег. Таким образом за время войны было получено 8,3 млрд рублей.

Отсюда и инфляция.

Еще примерно столько же (9 млрд рублей) составили иностранные займы. Правда это цифра за всю войну, а основные поставки вооружения и техники начались после февраля 1917 года.

И в любом случае выпуска бумажных денег вкупе с иностранными заимствованиями не хватает, чтобы покрыть военные расходы. Так как два эти источника дают лишь максимум 15-16 млрд. руб. А расходы составили 30.

Пусть даже часть из них была покрыта за счет обыкновенных доходов государства. По грубой прикидке это может быть сумма порядка 8 млрд рублей(при годовом доходе 3 млрд). То есть все равно остается дефицит не менее 7-8 млрд рублей.

А ведь государство вовремя войны тратило деньги и помимо военных расходов. Кто же покрыл разницу, составляющую ни много ни мало порядка 2,5 годовых бюджета страны образца 1913 года?

Тут самое время припомнить о распространенном мнении о будто бы полном отсутствии поддержки в обществе Императора Николая II и его правительства. Причем теза эта подается как нечто как бы само собой очевидное.

Больше того, считается, что царь и правительство сами довели общество до такого отношения, что делает их главными виновниками постигшей страну катастрофы. Между тем, извините, а какие доказательства? Революции? Но первая революция была военным переворотом, устроенным высшим командованием.

Это было делом узкого круга лиц, никак не могущих выступать от имени народа. А вторая революция была не против Николая, а против свергших его людей.

А вот доказательств обратного существует достаточно. Ниже я позволю себе процитировать дневники профессора Московского университета и Московской духовной академии М.Богословского.

«25 сентября 1915 года. После завтрака съездил в Сберегательную кассу отдать имевшиеся у меня три золотых, дабы этой лептой умножить золотой государственный запас».

«18 ноября 1915 года. После завтрака отправился подписаться на новый военный заем, удачно попал в сберегательную кассу, когда было уже немного публики, и подписался на 2000 рублей.

Капля в общем море, но ведь море и составляется из капель. Таким образом, всего моих денег в военных займах 5000 рублей.

Это единственное, чем я непосредственно участвую в войне, памятуя завет Петра Великого: «Денег, как возможно, собирать, понеже деньги суть артериею войны».

"Полмира у нас в должниках": С кого Россия может потребовать компенсации

Киев должен компенсировать экономические потери, которые понёс Крым за те 25 лет, которые он входил в состав Украины после развала Советского Союза. Об этом заявил спикер российского парламента Вячеслав Володин. Царьград решил вспомнить, кто ещё до сих пор не расплатился с Россией и остался должен довольно крупные суммы. «Полмира у нас в должниках», — утверждают эксперты.

Выступая на совместном заседании Совета Госдумы и Госсовета Крыма, спикер напомнил, что все эти годы с республикой обходились очень непорядочно, полностью разрушив её экономику, нарушив главные права граждан — право на язык и на образование на родном языке. При этом передача Крыма УССР не имела под собой никаких правовых оснований.

За пять лет после воссоединения с Россией республика с предпоследнего места в России по ВРП на душу населения поднялась до 40-го. По данным за 2018 год, этот показатель достиг 217 тысяч 200 рублей.

  • Наступило время подсчитать все потери, которые стали результатом разрушительной политики Киева, насаждаемой на полуострове, заявил Володин, поручив профильным комитетам этот вопрос изучить, проанализировать и всё подсчитать.
  • «И через европейские парламентские структуры мы с вами возьмём и обяжем Украину компенсировать то, что потеряли граждане за эти 25 лет», — добавил спикер.
  • «Отвечать ударом на удар»

Такое предложение — совершенно правильное, считает генеральный директор Клуба проектного Процесса, член группы православных предпринимателей Дмитрий Любомудров. В беседе с Царьградом он напомнил, что России свои требования подобного рода предъявляет то Прибалтика, то Грузия, то финны вдруг вспомнят о каких-то «долгах», то японцы требуют отдать им Курилы.

«Наконец-то мы поняли, что надо, по крайней мере, отвечать ударом на удар, пусть и чисто ментальным. То есть они нам говорят: вы нам должны за «деяния царя Ивана IV». А мы им в ответ: а давайте встречный иск, и подсчитаем, что вы нам должны, оказывается, гораздо больше. Хотя бы ради того, чтобы не выглядеть проигравшими в информационной войне», — сказал предприниматель.

Можно ли заставить Украину платить?

Согласился с такой постановкой вопроса и председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО Валентин Катасонов.

Отметив, что вопрос этот действительно серьёзный, эксперт заметил, что во взаимоотношениях любых практически государств всегда возникают те или иные требования и обязательства. И Россия в этом смысле — не исключение.

«Правда, слышим мы всё больше о том, что другие страны пытаются предъявить России такие требования. То Прибалтика за так называемую советскую оккупацию, то та же Украина с требованиями «компенсаций за Крым», да и много других подобных примеров можно привести», — напомнил Катасонов.

И если в одних случаях всё это сводится к заявлениям политиков и государственных деятелей, то кое-где от слов переходят к действиям, подготавливая долгие годы исковые требования и пытаясь обращаться с ними в международные суды.

Можем мы или нет что-то потребовать от Украины? Изучая этот вопрос на протяжении длительного времени, Валентин Катасонов пришёл к выводу, что такие требования могут быть использованы как веский аргумент на переговорах с другими странами, в том числе с той же Украиной.

Однако рассчитывать на то, что с Украины действительно можно получить какие-нибудь средства, не стоит по многим причинам. Тем не менее иметь в виду такой момент надо. Тем более, если учесть, что переход Крыма в юрисдикцию союзной республики Украины в 1954 году был нелегитимным актом со стороны центральной власти.

«Удивительно, но Запад продолжает проводить политику «двойных стандартов» и предпочитает видеть только то, что ему выгодно. При этом не замечая действительных нарушений законов. Но если и говорить о каких-то реальных компенсациях, то такие требования можно предъявлять, скажем, Японии. В отношении неё не закрыто множество вопросов по итогам Второй мировой войны», — напомнил эксперт.

В 1946 году была создана Дальневосточная комиссия при участии наших союзников. И эта комиссия занималась подготовкой репарационных претензий к Японии. Правда, в 1951 году комиссию вообще прикрыли, поскольку вся ситуация там находилась под контролем США.

В мирном договоре, подписанном в Сан-Франциско, вопрос репарации был вообще снят. Тогда договор подтвердили почти 50 стран, однако СССР его подписывать не стал. Поэтому, считает эксперт, Россия имеет возможность вновь предъявить Японии репарационные требования.

А ведь можно и глубже копнуть и напомнить о своих серьёзных потерях в годы интервенции, когда в 1918-1919 годах японцы высадились во Владивостоке, захватили Сахалин и почти дошли до Байкала. И это очень большая и серьёзная тема, которая почему-то не обсуждается и не изучается.

«В 1922 году Советская Россия подготовила к Генуэзской конференции свои требования к бывшим союзникам по Антанте. Однако в тот момент подсчитать ущерб по Дальнему Востоку и Забайкалью было невозможно, там ещё находились японцы. Поэтому сумма, озвученная в Генуе — примерно 39 миллиардов золотых рублей, — скорее всего не включала ущерба, нанесённого Японией», — рассказал Валентин Катасонов.

Читайте также:  Как восстановиться из черного списка банков?

Конечно, надо и про Германию вспомнить. Ведь по итогам Второй мировой войны СССР практически отказался от взимания репараций с западной части страны, которая была занята бывшими союзниками. Однако, добавил эксперт, этот вопрос неплохо задокументирован, и можно найти очень много интересного.

Царское золото ждёт своего часа в японских банках

Но ведь можно ещё поговорить и об украденном золоте Колчака или, как его ещё правильно называют, царском золоте, наследницей которого является, конечно, Россия. Не так давно выяснилось, что оно по договорам было размещено в Японии. Так что Россия вправе требовать возмещение.

Эксперты полагают, что тонны драгметалла, эквивалентные 80 млрд долларов, могут стать очень неудобным для Токио аргументом в курильском вопросе. Особенно когда в Токио, как бы смешно это ни звучало, потребовали от России компенсаций за своё поражение в войне.

Но все документы на «золото Колчака», неожиданно обнаружившееся в Токио, имеются. И по ним Россия вполне может истребовать десятки миллиардов долларов. И тут вопрос заключается только в том, как именно следует разыграть эту важную карту, чтобы и восстановить историческую справедливость, и решить целый ряд экономических и геополитических задач.

Напомним, что речь здесь идёт о золотом запасе царской России, который во время Николая II достиг просто астрономического показателя в 1337 тонн. Ни одна страна в мире не могла похвалиться таким богатством.

После начала Первой мировой войны часть этого золота вместе с Колчаком оказалась во Владивостоке, откуда в качестве залога за военные поставки для Белой армии была передана в банки разных стран. При этом большая часть — в японский Иокогама Спеши банк. Сделка был подтверждена документально, свидетельства находятся в МИД России.

Существуют сведения и о том, что японцы захватывали царское золото и путём обычных грабежей. Такая история, например, произошла во Владивостоке 99 лет назад, в ночь на 30 января 1920 года, когда прямо напротив отделения Госбанка причалил японский крейсер «Хидзэн», из него высадился десант под командованием полковника японской разведки Рокуро Идзомэ.

И 55 тонн золота перекочевали за границу безо всяких расписок и актов. Все возражения и протесты российских властей были попросту проигнорированы. Интересно, что позднее все эти средства были переданы в фонд Квантунской армии, а золотой запас Страны восходящего солнца буквально на глазах вырос в 10 раз.

В документах, обнаруженных в архиве МИД и подписанных японской стороной, также говорится, что государственный Банк России остаётся распорядителем депозита и вправе вернуть золото из Осаки во Владивосток, оплатив лишь 6 процентов издержек на доставку.

Попытки разрешить этот «золотой вопрос» предпринимались после окончания Второй мировой войны, во время подготовки мирного договора, но до конца дело довести так и не удалось. В 1990-е годы Токио стал утверждать, что никакого царского золота в японских банках нет.

«Мы всё время начинаем разговаривать с Японией, как будто и Япония, и Россия родились на свет в 1945-м или 1956 году. Как будто у нас вообще не было истории до того», — говорит председатель общества «Двуглавый орёл» Константин Малофеев, ссылаясь на сведения, собранные им и другими специалистами в книге «Российское золото за рубежом».

В ситуации, когда вопрос царских долгов (и золота в том числе) был юридически урегулирован практически со всеми странами мира, кроме Японии, дискуссию по поводу Курил и условий заключения мирного договора следует строить с учётом аргумента весом в десятки тонн, который «тянет» сегодня на 80 млрд долларов. Особенно учитывая, что Япония, оккупировавшая во время Второй мировой войны половину Азии, потребовала от России компенсаций за своё поражение.

Кому очень хочется «взыскать долги» с России

Вернёмся в наши дни и поговорим о тех странах, которые утверждают, что им что-то должна Россия. К примеру, уже несколько лет в Прибалтике ведутся разговоры о том, что в каком-то обозримом будущем будет рассмотрен вопрос о выставлении России исков о «компенсации ущерба за период «советской оккупации».

Однако, уверен известный историк Петр Мультатули, все эти заявления имеют только одну цель — не получить компенсацию, а в очередной раз оскорбить Россию

Что же до компенсаций, то требовать их должна сама Россия, а не Эстония или Латвия. И дело не в заводах или фабриках, которые построил в этих республиках Советский Союз.

Вопрос о самом существовании этих стран, которые создавались без учёта мнения Российской империи, которая к этому моменту уже была развалена. А освобождать потом прибалтов пришлось СССР.

«Если так вот возьмём, то вся Польша в нынешнем виде — это плод создания Сталиным, с территориями, которые никогда Польше не принадлежали или принадлежали в глубокой древности, другим совершенно королям, властям и так далее», — отметил Мультатули в интервью Царьграду.

Ещё одни «требователи компенсаций» объявились во Франции, где 400 тысяч граждан обратились в Международную ассоциацию держателей российских займов, желая взыскать с России долги, которые были списаны еще в 1918 году по указу Владимира Ленина. Возмещения ущерба требуют потомки держателей облигаций российских железнодорожных компаний.

Общую сумму выплат французы оценили в 30 миллиардов евро. Всего у них на руках оказалось почти миллион ценных бумаг.

Более 100 лет назад все долги по государственным внутренним и внешним займам Царской России и Временного правительства были аннулированы декретом, принятым Советами.

По словам Петра Мультатули, все эти рассказы о «баснословных долгах» — исторический миф. На 1913 год внешний долг Российской Империи составлял немногим больше 8 миллиардов рублей, при этом внешний долг Франции был чуть ли не вдвое больше.

И раз уж от России требуют погасить внешний долг Российской Империи, то это должно означать, что признаётся незаконным и выход Прибалтики из состава России. Кроме того, надо бы тогда вспомнить и о территориальных гарантиях.

В частности, Франция и Англия гарантировали Российской Империи Стамбул — Константинополь, всю Средиземноморскую Фракию, проливы, полностью всю Западную Армению, а также Восточную Пруссию. 

«Надо, на мой взгляд, очень чётко увязывать любые обязательства по выдаче долгов с теми обязательствами, которые брали перед нами западные правительства во время Первой мировой войны. Это и территориальные присоединения, это и важнейшие вопросы наши экономические. Они же не просто нам деньги давали — мы развивали и железные дороги, и инвестиции», — сказал Мультатули в интервью Царьграду.

Стоит отметить, что поползновения «взыскать с России долг» никак не отражаются на российско-французских отношениях. К примеру, когда Владимир Путин был с визитом во Франции, то Макрон принимал его в Версальском дворце.

«После Государя Императора Николая Александровича это был первый государственный деятель, которого они принимали в Версале… Это была явно демонстрация особого отношения к Путину Макрона», — напоминает историк.

Мир в сети : Как взыскать долги императоров и царей в пользу демократических республик?

В Польше всерьёз задумались о том, чтобы заставить Испанию вернуть долг 400-летней давности — 430 тыс. золотых дукатов

Вконец измученные кризисом европейцы прибегают к самым радикальным способам получения денежных средств. 

430 тыс. золотых дукатов, которые Польша одолжила испанскому монарху, за четыре столетия, по мнению одного из польских депутатов, превратились в 57 млн евро. И это без процентов! «АиФ» рассмотрел и другие давние задолженности…

Царские облигации

Совсем недавно свои требования по уплате долга выдвинул маленький немецкий городок Миттенвальде. В должниках оказалась столица Германии Берлин. 450 лет назад этот город одолжил у Миттенвальде 400 гульденов под 6% годовых. Да так и не отдал.

Время шло, проценты набегали, и на сегодня, по подсчётам кредитора, Берлин должен уже 112 млн евро. Конечно, после того как главу Миттенвальде атаковали мировые СМИ, он тут же пошёл на попятную, заявив, что требование долга — шутка.

Но, кто знает, не вспомнит ли он о ней опять, через пару-тройку кризисных лет?

Время от времени о своих финансовых претензиях к России вспоминают французы. Свыше 316 тыс. граждан этой страны владели долговыми обязательст­вами ещё царской поры.

После распада СССР Россия частично признала царские долги и согласилась вернуть французам 400 млн долл. (по расчётам специалистов, 1-2% от задолженности). Эта сумма была выплачена ещё в 2000 г., но потомки покупателей акций с ней не согласились. В 2010 г.

Международная федерация дер­жателей российских царских акций вновь заявила, что требует полного возврата.

Кстати, вслед за французами возбудились и бельгийцы. Несколько лет назад они подсчитали, что Россия задолжала им по царским облигациям 1,5 млр­д евро, но претензий к нашей стране пока не выдвинули.

Россия тоже может выставить «вековые» счета. В 1914-1916 гг. наша страна перечислила в Англию и США около 200 млн золотых рублей в качестве предоплаты за поставки оружия. Но грянула Февральская революция, потом Октябрьская — в результате заказанный товар мы так сполна и не получили — как и уплаченные деньги.

Прощаю всем!

Между тем часть задолженностей других стран, не вековых, а более свежих, Россия с щедростью большой и богатой (?) страны простила.

Так, за последние десятилетия были списаны долги Афганистану, Монголии, Анголе, Никарагуа, Вьетнаму, Ираку. Разгромленной Ливии Россия несколько лет назад простила 4,5 млрд долл., Сирии — около 10 млрд.

В обмен страны пообещали закупать наше оружие. Совсем недавно, в июне 2012 г., было списано 90% долга (около 11 млрд долл.) Северной Кореи. 

http://www.aif.ru/money/article/54272

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *