Повышение налогов которые вы не заметили

09.12.2020 20:39:00

Искать облагаемую базу будут везде – от электронного кошелька до дачного домика

Повышение налогов которые вы не заметили Ведомству Даниила Егорова предстоит оценить реалистичность предложений, прозвучавших в Совете Федерации. Фото агентства «Москва»

Российские власти готовят для населения самое сильное повышение налогов в постсоветской истории.

В длинном списке предложений – повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ), увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), а также повышение собираемости налогов за счет контроля электронных переводов граждан и отслеживание стоимости их имущества. Такой план повышения налогов обсуждался в среду в Совете Федерации.

В текущем году налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ снижаются, обращают внимание в Совете Федерации (СФ). Там в ходе парламентских слушаний «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» чиновники и ученые искали пути повышения налоговых поступлений в бюджет.

Что примечательно, все предложения в основной своей массе касались граждан.

Экономисты и законотворцы для наполнения бюджета предлагают следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов, а также повышать ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) с 13% для тех, кто зарабатывает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

В текущем году доходы федерального бюджета существенно снизились, заметил в среду глава бюджетного комитета СФ Анатолий Артамонов в ходе слушаний на тему «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов бюджетной системы РФ».

«Вы знаете, в каких условиях оказались бюджеты субъектов РФ? За прошедший период 2020 года их налоговые доходы сократились на 4,5% по сравнению с 2019 годом. Сильнее всего падение идет по налогу на прибыль – около 14%.

С доходами федерального бюджета еще хуже, они снизились почти на 15%», – сказал сенатор, отметив, что при таком падении поступлений в бюджеты необходим поиск новых доходных источников.

Он также обращает внимание на рост налоговых расходов. «Согласно основным направлениям налоговой политики на 2021–2023 годы, налоговые расходы, под которыми понимаются выпадающие доходы бюджетов из-за предоставления налоговых льгот, увеличатся в 2021 году на 7% по сравнению с текущим годом и составят 4,3 трлн руб.», – сообщил сенатор, указывая на необходимость отмены неэффективных льгот.

Несмотря на общее снижение, поступления по отдельным налогам увеличиваются. Так, в Федеральной налоговой службе (ФНС) обещают, что по итогам года поступления НДФЛ в бюджетную систему РФ по итогам 2020 года будут на 5–6% выше, чем в докризисном 2019 году. Об этом в ходе парламентских слушаний сообщил замглавы ФНС Дмитрий Вольвач.

Чиновник также полагает, что по итогам года поступления налога на добавленную стоимость (НДС) в федеральный бюджет окажутся на уровне 2019 года. Поступления от нашумевшего так называемого налога на самозанятых по итогам года составят 2–2,5 млрд руб. Такую оценку в среду дал замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

По итогам прошлого года поступления составили около 1,7 млрд руб.

«Это (налоговый режим для самозанятых. – «НГ») и борьба с теневой занятостью, поскольку подавляющее большинство самозанятых лиц в настоящее время впервые встали на учет в налоговых органах и стали платить налоги», – сказал Сазонов. Впрочем, сложно назвать победой над теневой занятостью дополнительные 300 млн руб. в бюджет.

Снижение налоговых поступлений в казну заставляет искать новые источники пополнения бюджета. Собственно, это и стало темой прошедших в среду парламентских слушаний.

В частности, в аналитическом управлении аппарата СФ, представившем свои предложения на слушания, советуют «усилить налоговый контроль в отношении недобросовестных налогоплательщиков, намеренно скрывающих налоговую базу по НДФЛ».

Особенно его предлагается усилить для тех, кто совершает сделки в социальных сетях, и тех, кто не регистрируется в качестве самозанятого.

Кроме того, как следует из документа, предлагается несколько направлений повышения поступлений по НДФЛ.

Во-первых, следует заняться анализом банковских выписок и содержания электронных кошельков физлиц «с целью выявления доходов, полученных от продажи товаров, оказания услуг, выполнения работ, по которым не задекларирован доход и не уплачен налог».

Во-вторых, предлагается сопоставлять доходы граждан и их расходы «в части превышения стоимости зарегистрированных на них объектов недвижимого имущества и транспортных средств над задекларированным доходом за последние три года». То есть предлагается сравнивать движимое и недвижимое имущество владельцев с их официальными доходами.

Повышение налогов которые вы не заметили
Владельцам элитной недвижимости придется доказывать свою состоятельность документально. Фото PhotoXPress.ru

Еще одно предложение от аппарата СФ – трансформировать курортный сбор в туристический сбор и распространить его на всю территорию страны. Кроме того, наделить субъекты РФ правом самостоятельного решения о введении такого налога. Как сообщается, это целесообразно «в целях развития туристской инфраструктуры и расширения налоговой базы». Довольно похвальное решение с учетом того, что отрасль терпит убытки из-за коронакризиса, а российское население продолжает беднеть.

Подобные предложения звучат в целом удивительно с учетом того, что в том же документе также отмечается, что «в России повышение государственных расходов при одновременном увеличении налоговой нагрузки тормозит экономический рост». «Прошлый мировой кризис показал, что наиболее быстрое восстановление темпов роста экономики было достигнуто в тех странах, где налоговая нагрузка в кризисные периоды снижалась», – замечают в аппарате СФ.

Свои предложения по увеличению налоговых поступлений представило и научное сообщество. К примеру, руководитель департамента общественных финансов Финансового университета при правительстве Светлана Солянникова предлагает расширить перечень подакцизных товаров. Она советует включить туда предметы роскоши.

«Применительно к российской действительности в качестве предметов роскоши, облагаемых акцизами, можно рассматривать как ювелирные изделия, изделия из натурального меха и натуральной кожи, так и дорогостоящие часы, обувь, одежду, телефоны, бытовую технику, электронику класса Luxure, предметы антиквариата», – перечисляет она.

Еще одно предложение ученых из Финансового университета – налогообложение трансграничных переводов физлиц. По данным Центробанка, в нашей стране наблюдается отрицательное сальдо по трансграничным переводам физлиц.

«Суммы перечислений из РФ превышают суммы поступлений в РФ», – поясняет Солянникова.

«В этой связи представляется экономически обоснованным налогообложение данных переводов, поскольку комиссию за переводы получает только коммерческий банк либо платежные системы, осуществляющие операции.

Налогоплательщиками будут физлица, осуществляющие трансграничные переводы из России, налоговая база может рассчитываться как сумма перечислений, налоговые ставки – до 0,1%, дифференцированные в зависимости от страны, куда осуществляется перевод», – рассказывает экономист, полагая, что поступления от такого сбора превысят 603 млн руб. в квартал.

Солянникова также видит необходимость в увеличении на 1–1,5% ставки НДС на 2022–2025 годы.

По ее мнению, повышение ставки должно иметь «определенный период действия», а именно – на время ликвидации последствий коронакризиса и восстановления устойчивых темпов экономического роста.

Кроме того, продолжает она, необходима также оптимизация оснований для применения пониженной ставки НДС, в частности, сокращение перечня продовольственных товаров, облагаемых по пониженной ставке, до продуктов первой необходимости.

В то же время ученый подчеркивает: «В настоящее время отсутствуют условия для существенного увеличения налоговых доходов бюджетов без ущерба для экономики страны. Критерием при определении новых источников налоговых доходов бюджетов должно стать минимальное негативное влияние на темпы экономического роста и реальные доходы населения».

В Институте экономики РАН в рамках предложений по поиску дополнительных источников налоговых доходов предлагают менять режимы налогообложения ключевых фискальных сборов РФ, а также «введение новых налогов, нацеленных на привлечение к налогообложению имеющихся в экономике доходов, которые пока активно не задействованы в этом процессе».

В частности, по НДФЛ необходимо вернуться к вопросу о переходе к прогрессивному налогообложению доходов физлиц для большей части налогоплательщиков, говорят ученые.

К примеру, предлагают экономисты, ставка 13% будет применяться к годовым облагаемым доходам до 600 тыс. руб., ставка в 15% к доходам в интервале 600 тыс. руб. – 3 млн руб., ставка 20% – к доходам в интервале 3–5 млн руб. и ставка 25% к доходам, превышающим 5 млн руб.

«При этом необходимо применение данной шкалы по принципу глобального дохода с включением в него доходов налогоплательщика, полученных из всех источников», – подчеркивают в Институте экономики, полагая, что эта мера позволит привлечь к налогообложению «высокодоходные категории населения».

Заметим, эта мера предполагает повышение НДФЛ до 15% для тех, кто получает свыше 50 тыс. руб. в месяц.

Собираемость налогов в России постепенно растет. «За пять лет поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%», – обращает внимание директор Института экономики роста им. Столыпина Анастасия Алехнович.

Ключевая задача в рамках роста собираемости налогов – не повышать налоговую нагрузку на бизнес, а напротив, обеспечить ее снижение и стимулировать предприятия к «обелению», продолжает она.

«В условиях кризиса, в том числе в целях сохранения налоговой базы, в большинстве стран начали применять пониженные ставки по налогам», – говорит Алехнович. 

Из-за сложностей с наполняемостью бюджета вполне ожидаемо появление предложений, направленных на повышение фискальной составляющей нашей налоговой системы, замечает общественный омбудсмен по налогам Михаил Орлов.

«Надо понимать, что предложения, связанные с изменением налогового законодательства, особенно в части повышения налоговых сборов, могут нанести ущерб экономике, восстанавливающийся после пандемии», — указывает он.

Читайте также:  Законно ли летнее отключение воды в домах?

Эксперт сомневается в эффективности предложений ученых по развитию прогрессивной шкалы налогообложения. «Все нацелено на то, чтобы платить свыше сегодняшних 13% стали не только богатые с доходом более 5 млн рублей в год, но и так называемый средний класс, чьи доходы составляют от 600 тыс. до 5 млн рублей в год. Это может привести к росту «серых» и «черных» зарплат, дальнейшему падению доходов, сокращению покупательской способности населения и повышению расходов на администрирование этого процесса», — считает Орлов, полагая, что большинство предложений больше носят популистский характер. Поиски новых источников бюджетных доходов в целом оправданы. «Вместо запланированного профицита в 1%, в текущем году дефицит бюджета может достигнуть 4,4% из-за кризиса и снижения нефтяных котировок», — обращает внимание первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «В условиях падения цены нефти элитам приходится искать новые источники пополнения бюджета, и на этом фоне повышение собираемости доходов физлиц видится логичным, правда, может нарушить десятилетиями формировавшийся негласный консенсус между элитами и гражданами: сверхдоходы и сверхрасходы элит прежде не подвергались проверке, равно как и микродоходы и микрорасходы граждан обычно оставались в тени», — отмечает член генерального совета «Деловой России» Алим Бишенов. Большинство предложений со стороны Совета Федерации в нынешних условиях выглядят сомнительными и противоречат логике налоговой системы, направленной на консолидацию доходов в федеральной казне, считает шеф-аналитик ТелеТрейд Петр Пушкарев. «Что касается анализа банковских выписок и содержания электронных кошельков граждан с целью выявления дополнительных источников доходов, то на мой взгляд подобные объемы данных вряд ли могут быть адекватно обработаны. К тому же не понятны основания, на которых эти данные должны предоставляться, как будет учитываться налогооблагаемая база», — рассуждает он. В свою очередь, повышение НДС ударит по всей цепочке товарооборота и услуг. «Соответственно на планах властей по восстановлению экономического роста можно будет забыть в ближайшие пять лет», — резюмирует Пушкарев.

Между тем, в пресс-службе Министерства финансов РФ сообщили «НГ», что сейчас в ведомстве не рассматривается вопрос дополнительного повышения налоговой нагрузки.

«Парламентские слушания «О дополнительных источниках налоговых доходов бюджетов» проходят ежегодно в рамках бюджетного процесса, и включают в себя в том числе дискуссию экспертного сообщества и обсуждение различных предложений», — отмечает пресс-служба Минфина.

Партия «Новые люди» предлагает заменить три налога на бизнес единым оборотным налогом

По мнению «Новых людей», это позволит государству увеличить собираемость налогов, а бизнесу в итоге даже поднять зарплаты сотрудникам. Насколько экономически оправданно такое предложение?

Повышение налогов которые вы не заметили Антон Новодережкин/ТАСС

Отменить НДС, налог на прибыль и страховые взносы и ввести вместо этого единый оборотный налог — с такой инициативой выступила партия «Новые люди». По мнению авторов идеи, это позволит российскому бизнесу поднять зарплату своим сотрудникам минимум на 20%.

А бюджет при этом не потеряет. Экономическое обоснование такого маневра подготовили эксперты Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

У экономистов это, скорее всего, вызовет споры, но, по словам ряда наблюдателей, эта идея — это скорее политический жест.

Сначала цифры. По подсчетам экспертов СПбГЭУ, совокупная налоговая ставка на российские компании составляет сейчас 46,2%, и при этом только 10% предприятий платят все налоги, а 80% участников анонимного опроса, проведенного университетом, признались, что используют схемы по снижению НДС и «размыванию» налога на прибыль.

Что предлагается? Убрать НДС, налог на прибыль и страховые взносы — это уберет и коррупционные риски, и возможности для махинаций и снизит силовое давление на бизнес, потому как претензии у компетентных органов, далеко не всегда оправданные, часто возникают именно по схемам с НДС.

Взамен «Новые люди» предлагают ввести оборотный налог в 7% с постепенным снижением ставки до 5% за пять лет. Что должно увеличить собираемость налогов — так как платить нужно будет меньше, а делать это будет проще.

Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев уверен, что при этом и бюджет не потеряет, и бизнес может пустить сэкономленное на развитие и на повышение зарплат сотрудникам.

Алексей Нечаев лидер партии «Новые люди»

Экономисты, погруженные в детали российской налоговой системы, говорят, что так просто проблема не решается, и есть масса нюансов, имеющих огромный вес.

Но сейчас идет предвыборная кампания — не самое подходящее время обсуждать детали, пусть и очень важные, говорят политологи.

А посыл прозвучал, в принципе ожидаемый гражданами, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» ——

И это редкая для сегодняшней политики инициатива в том плане, что связана она не с призывом отнять и поделить или раздать деньги, а с тем, чтобы найти способ эти деньги заработать. Тема вброшена. Хотя бы на уровне идеи.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

В минфине увидели риски для бизнеса из-за глобальной налоговой реформы

Повышение налогов которые вы не заметили

Правительство хочет не допустить, чтобы иностранный бюджет получал фактически российские налоговые потоки / Максим Стулов / Ведомости

Глобальное выравнивание ставок по налогу на прибыль до минимального уровня в 15% – механизм Pillar 2 фискальной реформы ОЭСР – создает риски для российских преференциальных налоговых режимов.

Об этом «Ведомостям» рассказал замминистра финансов Алексей Сазанов в кулуарах Московского финансового форума. По его словам, в зоне риска находятся такие секторы, как, например, IT-индустрия (ставка по налогу на прибыль установлена на уровне 3%.

– «Ведомости»), сельское хозяйство (0%. – «Ведомости») и другие активные отрасли. 

Россия предложила ОЭСР скорректировать механизм для защиты российского активного бизнеса, сообщил Сазанов. «Есть отрасли, которые пользуются льготными режимами, но повышают занятость, привлекают инвестиции, иными словами, ведут активную деятельность.

В рабочих группах ОЭСР мы обсуждаем и отстаиваем определенные изъятия из механизма Pillar 2, чтобы такого рода преференциальные налоговые режимы не попали в его периметр», – заявил замминистра.

По его словам, Россия предложила специальные корректировки в формулу, которые позволили бы российскому активному бизнесу сохранить льготную ставку при расчете минимального уровня налогообложения.

«Будет ли предложенный механизм поддержан мировым сообществом – этот вопрос остается открытым. Понятно будет в середине октября», – уточнил замминистра. 

Позднее представитель Минфина в ответ на уточняющие вопросы «Ведомостей» передал со ссылкой на Сазанова следующее.

«При этом, говоря о рисках, важно помнить, что механизм Pillar 2 распространяется только на компании с выручкой свыше 750 млн евро, что в любом случае существенно сужает периметр компаний, которые под него подпадают.

Также в периметр Pillar 2 не попадают компании, местом налогового резидентства которых, а также их бенефициарных собственников, является исключительно Российская Федерация». Представитель Минфина также подчеркнул, что предложения по изъятиям сделаны для всех отраслей, в которых ведется активная деятельность. 

Как рассказал ранее источник «Ведомостей», правительство не хочет допустить такой вариант развития событий, когда иностранный бюджет получает фактически российские налоговые потоки.

Если в окончательную редакцию реформы ОЭСР не включат специальные оговорки, власти допускают вариант повышения налога на прибыль для «дочек» международных компаний до наднационального уровня в 15%.

Чтобы сохранить привлекательность России как юрисдикции для глобального IT-бизнеса, рассматривается возможность компенсации компаниям переплаты налога свыше льготной ставки, отметил собеседник.

ОЭСР представила консолидированную позицию 131 страны, включая Россию, по видению налоговых изменений 1 июля. Правила игры планируется поменять по двум направлениям.

 Первое – так называемый механизм Pillar 1 – предполагает налогообложение международных групп компаний с выручкой более 20 млрд евро в странах, где они получают доходы от местной аудитории, но не платят по ним налоги.

Изначально предполагалось распространить эту меру прежде всего на IT-компании, но к моменту публикации организация решила не ограничивать ее определенными отраслями, а распространить повсеместно – на любые международные группы компаний (МГК).

Фактически Pillar 1 подразумевает более справедливое распределение налоговых потоков, где МГК зарабатывают деньги. Второе направление, или Pillar 2, предполагает выравнивание налоговых ставок по странам до минимального уровня в 15%.

В частности, если эффективная ставка налога в отдельных юрисдикциях, где представлена МГК, меньше минимального налога, то возникнет дополнительный сбор, компенсирующий эту разницу. По общему правилу он выплачивается в стране регистрации материнской компании. Кроме этого, Pillar 2 направлен на нивелирование различий в ставках по налогу у источника в разветвленных международных группах. 

Более детализированный проект реформы ОЭСР должна представить в октябре-ноябре. Запустить новые правила планируется в 2023 г.

«Налогообложение – это элемент суверенитета страны, – подчеркивал глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Даниил Егоров на сессии Московского финансового форума. – Никто не отменял возможность льгот.

Как определить, какие льготы ущербные, а какие нет?» Новые правила вводятся в «масштабе мира»‎и «нет шанса провести эксперимент – попробовать, что же из этого выйдет», поэтому «нужно очень серьезно относиться к рискам», указывал глава ФНС.

Сам Сазанов в своем выступлении называл механизм Pillar 1 «прорывом», а Pillar 2 сравнил с «полетом человека в космос». По его словам, присоединение России к глобальной инициативе принесет в бюджет «десятки миллиардов рублей ежегодно».

Читайте также:  Как выделяют долю в совместно-нажитом имуществе при долгах?

C высокой долей вероятности международные компании, которые действуют в России через дочерние структуры, должны будут платить разницу между российской и наднациональной ставкой по налогу на прибыль, рассказали опрошенные «Ведомостями»‎налоговые консультанты. При этом налоговые доходы получит не Россия, а бюджет той страны, где зарегистрирован их зарубежный холдинг.

Основной риск – что на уровне материнской компании будет взиматься дополнительный налог, если какие-то компании в группе уплачивают налог на прибыль по ставке меньше 15%, отмечает партнер департамента налогов и права Deloitte, СНГ, Наталья Кузнецова.

В этом случае государство, где зарегистрирована материнская компания, будет взимать налог по ставке, составляющей разницу между 15% и льготной ставкой.

Согласятся ли налоговые органы в стране регистрации холдинга делать исключения для активных компаний, которые применяют налоговые льготы, это вопрос, отмечает Кузнецова.

«Ведомости»‎ направили запросы в крупнейшие российские IT-компании – Mail.ru Group (Mail.ru Group Limited зарегистрирована на Британских Виргинских островах), «Яндекс» (материнская компания Yandex N. V.

зарегистрирована в Нидерландах), а также сельхозпроизводителям «Мираторг» (Agromir Ltd. базируется на Кипре), «Русагро» (Ros Agro plc, Кипр), «Эконива»‎(Ekosem Agrar AG, Германия), «Содружество»‎ (Sodrugestvo Group S.A., Люксембург).

Представитель «Яндекса» отказался от комментариев, остальные не ответили.  

На практике, даже если исключений из механизма для России предусмотрено не будет, компании из преференциальных режимов могут и не столкнуться с повышением ставки до минимального уровня, отмечает партнер EY Марина Белякова.

По правилам Pillar 2 эффективная ставка налога определяется по стране в целом, а не по отдельным организациям.

Поэтому льготный режим одного российского юрлица вполне может перекрыться обычным режимом других при условии, что они составляют единую группу, пояснила она. 

Другая категория бизнеса, которая находится под угрозой роста налоговой нагрузки, – это компании, которые получают выручку за рубежом и платят роялти в Россию.

В частности, этот риск актуален для международных компаний с разработчиками и правами на продукт в России и дистрибуторами за рубежом, добавил партнер PwC Михаил Филинов.

Представители «Лаборатории Касперского» и ABBYY отказались от комментариев.

Почти все ориентированные на экпорт IT-компании вынуждены переводить продажи и техподдержку заказчиков на зарубежные юрлица, отмечает исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский. Это связано с регуляторным барьерами из-за валютного, эскпортного и таможенного контроля поставок программно-аппаратных решений.

«Эти барьеры делают поставки непредсказуемыми по срокам и значительно повышают транзакционные издержки. Кроме того, расширяются санкционные ограничения со стороны зарубежных регуляторов.

Заказчики при прочих равных скорее откажутся от работы с российской компанией, чем будут заниматься проверками отсутствия связей с лицами, внесенными в санкционные списки», – пояснил Покровский.

Риск роста налоговой нагрузки существует и для проектов в рамках специальных инвестиционных контрактов или иных инвестиционных договоров с региональными властями, где тоже предусмотрены льготы по налогу на прибыль, отмечает эксперт партнер КПМГ в СНГ Анна Воронкова.

Риск роста налоговой нагрузки существует и для проектов в рамках специальных инвестиционных контрактов или иных инвестиционных договоров с региональными властями, где тоже предусмотрены льготы по налогу на прибыль, отмечает эксперт.

Цель глобальной реформы – «остановить перераспределение прибыли в юрисдикции с низкими налоговыми ставками», подчеркивает Воронкова. Государственная политика по налоговому стимулированию отдельных отраслей не противоречит этой цели. Поэтому вполне возможно, что ОЭСР согласится на исключения, считает эксперт.

Впрочем, как ранее заверял «Ведомости»‎близкий к правительству источник, российских национальных компаний, которые входят в реестр производителей отечественного ПО (курируется Минцифры), изменения не затронут – никаких рисков для них нет.

Международное регулирование вводится надолго, поэтому важно предусмотреть системные решения возможных рисков, подчеркивает Филинов из PwC. В правилах Pillar 2 уже предусмотрены изъятия, например привязанные к стоимости основных средств.

Вероятно обсуждение дополнительных, по видам деятельности – добычных проектов, IT-отрасли, предположила Белякова.

Представители Минцифры и Минсельхоза не ответили на запрос «Ведомостей».

Фнс начала «проектировку» нового налогового режима для малого бизнеса :: экономика :: рбк

По словам представителя ФНС, исключение обязанности представления отчетности сократит непроизводственные издержки для бизнеса, связанные с ведением учета и сдачей деклараций.

«Это позволит бизнесу сэкономить и направить освободившиеся средства на развитие», — указал он, добавив, что благодаря технологии онлайн-касс в ФНС «есть все средства, чтобы самостоятельно рассчитывать налоги и присылать платежные уведомления по аналогии с режимом самозанятых».

В России работает около 5,5 млн микропредприятий, где заняты около 12 млн человек, напоминает президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин.

«Сейчас даже небольшим компаниям необходимо держать в штате бухгалтера, заполнять 17 видов отчетов.

За несдачу отчетности вовремя или сдачу в неправильной форме предусмотрены штрафы и другие санкции», — подчеркивает он.

Сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo Денис Кутергин согласен, что новый налоговый режим в перспективе сможет «сильно улучшить прозрачность, легальность, открытость бизнеса и, сократив некоторые процессы, повысить удобство работы с государством». «Предприниматель будет совершать меньше операционных процессов, соответственно, нагрузка на бухгалтерию станет меньше, потому что некоторые операции на себя возьмет ФНС», — отмечает он.

Идея увеличения налога на 4 п.п.

для ИП при отмене страховых выплат также «может быть интересна» бизнесу, но эффект будет зависеть от его оборотов: «Те ИП, которые не имеют сотрудников, смогут перейти на формат самозанятых, что уже сейчас происходит, а те, у кого они есть, но кто имеет не очень большой оборот, смогут перейти на новый режим. Однако без подробностей пока сложно о чем-то говорить более детально».

По мнению адвоката, партнера юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимира Ефремова, предложенный режим подойдет «исключительно для белых компаний, проводящих все платежи с клиентами, сотрудниками и контрагентами через расчетный счет».

Инициатива может быть использована ФНС «как дополнительный стимул для обеления экономики», говорит он, указывая, что такой налоговый режим направлен «на вывод микробизнеса из серой зоны и перевод всех платежей в легальное банковское поле».

Это выгодно и банкам: любое потенциальное увеличение оборотов и транзакций на счетах клиентов неминуемо приводит к росту их прибыли, добавляет Ефремов.

В то же время, по его словам, на количество банковских клиентов такие изменения вряд ли повлияют, поскольку расчетные счета и сейчас открыты у подавляющего числа компаний из микро- и малого бизнеса.

Налоговый юрист, управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин не видит запроса от бизнеса на то, чтобы у него забрали расчет налогов. «Предложение освободить бизнес от расчета налогов — не новое, это давняя мечта ФНС.

Но только слепой не увидит, что схема предусматривает скрытое повышение налогового бремени и конфликт интересов, — отмечает Костальгин.

 — И тем более такой режим не может быть принудительным для бизнеса или полностью заменить текущие спецрежимы».

Сокращение налогового периода до одного месяца, по мнению представителя Taxadvisor, приведет к тому, что у бизнеса будет меньше свободных ресурсов: сейчас, вместо того чтобы платить налоги каждый месяц, предприниматели могут направлять свободные средства на развитие.

Наконец, Костальгин уверен, что ведение учета нужно в первую очередь не ФНС, а самому бизнесу. «ФНС уже какое-то время проводит пилот по расчету УСН по банковскому счету. Однако нет и не будет автоматических инструментов, позволяющих отделить выручку от иных, необлагаемых поступлений на счет.

А облагать весь оборот по счету — это за гранью», — говорит эксперт.

«Режим спорный — получается, что твой бизнес будет довольно открытым и для банка, и для налоговиков», — добавляет еще один собеседник РБК, знакомый с планами ФНС.

Он обращает внимание на то, что от внедрения нового режима могут пострадать работники, поскольку за них не будут выплачиваться взносы в Пенсионный фонд России.

«Банки вряд ли станут этим заниматься, так что только сами работники должны будут позаботиться о пенсионных накоплениях», — рассуждает он.

Кто должен одобрить предложение

Представитель ФНС подчеркнул, что ведомство не обладает законодательной инициативой, а решение о критериях и введении налогового режима будут принимать «компетентные органы власти».

«Решение о сроках введения, параметрах и условиях нового налогового режима будет принято после всестороннего обсуждения со всеми заинтересованными участниками и изучения общественного мнения со стороны бизнес-сообщества», — добавил он.

Представитель пресс-службы Минфина говорит, что прорабатываемая сейчас концепция направлена на упрощение процесса ведения бизнеса микропредприятиями и пока ФНС готовит итоговые параметры ее реализации.

Какого дохода могут недосчитаться бюджеты социальных фондов из-за отмены взносов для индивидуальных предпринимателей, он не пояснил. РБК направил запросы в пресс-службы правительства и Минэкономразвития.

По мнению Александра Калинина, обсуждение предложенного ФНС концепта по-настоящему начнется, скорее всего, только в октябре, когда к работе приступит новый состав Госдумы.

По его словам, подобная инициатива не будет принята без одобрения парламентом и без учета мнения участников рынка, в том числе «Опоры России».

У идеи, скорее всего, будут противники, например из числа представителей Пенсионного фонда, считает Калинин. Представитель ПФР воздержался от комментариев.

Читайте также:  Кредитный договор расторгнут в суде, а банк продолжает начислять проценты и штрафы

Лендлорды придержат налоги

Заручившись поддержкой бизнес-омбудсмена Бориса Титова, собственники коммерческой недвижимости надеются ограничить рост налогов на землю и имущество 10% в год.

Соответствующее предложение уже направлено премьеру Михаилу Мишустину.

Хотя экономического основания для повышения платежей на фоне кризиса и снижения доходности объектов нет, аналитики сомневаются, что власти пойдут навстречу бизнесу.

Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов обратился к премьеру Михаилу Мишустину с предложением ограничить рост налоговых платежей, рассчитываемых исходя из кадастровой стоимости, для собственников коммерческой недвижимости 10% на 2020 и 2021 годы. Копия письма есть у “Ъ”.

Кадастровая оценка недвижимости выполняется исходя из показателей на 1 января, что не позволяет учесть снижение доходности объектов из-за пандемии COVID-19.

Кроме того, собственники вынуждены нести дополнительные расходы на обеспечение новых санитарно-эпидемиологических требований, говорится в письме. В пресс-службе правительства в пятницу не смогли предоставить оперативный комментарий.

Кадастровая стоимость используется для расчетов налогов на имущество и землю, которые поступают в региональный и местный бюджеты соответственно. Оценку недвижимости регионы проводят сами раз в четыре года, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — каждые два года.

В Севастополе, по словам управляющего партнера компании «Митсан Консалтинг» Дмитрия Желнина, переоценка проводится как раз в этом году. Власти Москвы отказались от проведения новой оценки этим летом, а в Санкт-Петербурге решили не учитывать ее результаты.

«Исходя из полученных данных, кадастровая стоимость недвижимости в Санкт-Петербурге могла бы вырасти в среднем на 20%»,— отмечает господин Желнин. Остальные регионы ведут переоценку по собственному графику.

Директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Антон Степанов поясняет, что даже без пересмотра стоимости недвижимости налоговые сборы в Москве и Санкт-Петербурге изменятся за счет увеличения ставок, которые в этом году должны вырасти с 1,6% до 1,7% и с 1% до 1,25% соответственно.

Советник бизнес-омбудсмена Антон Свириденко поясняет, что из некоторых регионов к господину Титову пришли обращения с жалобами на увеличение кадастровой стоимости недвижимости в 10–15 раз, тогда как выручка объектов на фоне введенных из-за COVID-19 ограничений сократилась на 85%.

Он добавляет, что в период простоя офисной и торговой недвижимости собственники по-прежнему несли расходы на эксплуатацию.

Господин Свириденко отмечает, что сейчас для части недвижимости, налоги на которую рассчитываются исходя из коммерческой стоимости, включая жилье, уже установлен предельный повышающий коэффициент 1,1, который фактически ограничивает рост платежей 10% в год. Господин Титов просит распространить этот лимит на 2020–2021 годы и на бизнес.

Управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов подтверждает, что на выплату налогов на имущество и аренду в структуре расходов владельцев коммерческой недвижимости приходится существенная сумма, например, около 3–4% от выручки торговых центров. «Постоянное повышение этих платежей существенно снижает доходность бизнеса, усложняя процесс привлечения кредитных средств»,— поясняет он.

По словам Антона Степанова, предложенные Борисом Титовым поправки в целом призваны соблюсти один из базовых принципов налогообложения — экономическое основание, которое для роста налогообложения в условиях падения рынка отсутствует.

Однако юрист Forward Legal Федор Закабуня сомневается, что эти идеи получат положительный отклик со стороны властей. Правительство, поясняет он, уже задействовало существенные материальные ресурсы на поддержку бизнеса, и в условиях дефицитов бюджетов новые меры практически неосуществимы.

Александра Мерцалова

Повышение налогов: У правительства руки чешутся

60% россиян готовы платить дополнительные налоги для решения общественных проблем. Такие выводы содержатся в свежем исследовании Высшей школы экономики о том, как граждане страны поддерживают увеличение разных статей расходов.

Выяснилось, что за увеличение расходов на здравоохранение выступило 65% опрошенных, на 13% больше, чем в 2018 году. 54% поддерживают рост расходов на образование (+11%), 45% — на выплату пенсий (+4%). В то же время, доля тех, кто поддерживает рост расходов на оборону и безопасность, уменьшились в два раза всего до 15% и 8% соответственно.

«60% опрошенных россиян согласны платить дополнительные налоги и сборы, которые будут идти на конкретные программы под контролем общественности. Приоритеты здесь все те же: улучшение качества медицинского обслуживания, социальная помощь и улучшение качества школьного образования», — говорят в ВШЭ.

В конце 2020 года министр финансов Антон Силуанов пообещал, что поднимать налоги в новом году правительство не планирует.

Правда, такие же обещания власти давали и в предыдущие годы, однако с 1 января 2019 года ставка НДС была увеличена с 18% до 20%, а в 2020-м было объявлено о введении подоходного налога на проценты с банковских вкладов, повышении НДФЛ для обеспеченных россиян, увеличении НДПИ для металлургов и производителей удобрений, отмене части льгот для нефтяников и ряде других мер. Все это, по оценкам Минфина, составит 2 трлн. руб. за три года.

Кроме того, еще в декабре 2020 во время парламентских слушаний обсуждались и другие пути повышения налоговых поступлений в бюджет, и касались они, в основном, простых россиян. Парламентарии и экономисты предлагали снова увеличить НДС, следить за электронными кошельками и банковскими счетами россиян, сопоставлять стоимость имущества и доходов и выявлять тех, кто уклоняется от налогов.

Экономист Никита Масленников считает, что в этом году базовые ставки налогов подниматься не будут, но точечная «подкрутка» в пользу увеличения вполне возможна.

— Правительство в лице статс-секретаря Министерства финансов Алексея Сазонова уже дало ответ на вопрос о том, что будет с налогами в этом году.

Выступая на Гайдаровском форуме в январе, он сказал, что у государства на сегодняшний день нет возможности для снижения налогов, но оно не намерено и утяжелять фискальную нагрузку, потому что ни экономика, ни граждане не готовы к дополнительным повышениям.

Речь не идет об увеличении ставок базовых налогов в ближайшей перспективе. Тем не менее, какие-то точечные подкрутки и настройки в сторону увеличения возможны, как для населения, так и для бизнеса.

Например, с этого года существенно повысили налоговую нагрузку для нефтяников. Это компенсируется новыми льготами на труднодоступные месторождения, но пока баланс в пользу государства.

Так что правительство будет удерживать налоги на стабильном уровне, но в рамках этого стабильного уровня возможны увеличения точечного характера или дополнительные сборы. Вроде увеличения НДФЛ на 2% для людей с доходами свыше 5 миллионов рублей в год, которые планируется направлять в фонд помощи детям с орфанными заболеваниями.

Но главным образом траектория налоговой нагрузки будет зависеть от пересмотра налоговых льгот. Министерство финансов и ФНС будут оценивать, какие льготы работают и являются эффективными, а какие — нет.

Все фискальные льготы в год составляют у нас как минимум 3,5 триллиона рублей. Это недополученные доходы бюджета, поэтому нужно разобраться, что дает результат, а что является просто размазыванием денег по тарелке.

Но если какие-то льготы будут отменяться, это приведет к автоматическому увеличению налоговой нагрузки.

«СП»: — Появление таких исследований не может быть подготовкой почвы для новых решений в налоговой сфере?

— Мне кажется, это исследование является следствием позиции экспертов ВШЭ о том, что необходимо повышение НДФЛ для решения проблем бедности в стране. В частности, многие аналитики уверены, что России рано или поздно придется перейти к прогрессивной шкале налогообложения.

Что касается увеличения расходов как такового, ситуация, в которой оказалось здравоохранение и образование показывает, что дополнительное финансирование необходимо.

Даже за счет сокращения льгот можно было бы найти до триллиона рублей, чтобы направить на здравоохранение и образование.

Но для этого необходимо пересмотреть все структуру госрасходов, и вряд ли это будет сделано раньше, чем в конце этого года. Сейчас, в первую очередь, важны источники этих средств.

Помимо пересмотра расходов второй, и принципиальный источник этих средств, — это ускорение экономического роста. Я бы не зацикливался на налоговых подкрутках. Налоги можно сравнить с нарезанием пирога. Если бы этот пирог был больше, то и куски получались бы солиднее.

А если он только сокращается, то повышение налогов не поможет, даже если население готово больше платить.

Необходимо обеспечивать экономический рост через инвестиции, повышение производительности труда и так далее, что в итоге ведет к повышению как доходов, так и налоговых отчислений.

Депутат Саратовской областной думы от КПРФ Николай Бондаренко полагает, что новый раунд повышения налогов неизбежен, но сомневается, что население к нему готово.

— По данным Росстата и независимых социологов, почти половина граждан страны живет на доходы порядка 15−20 тысяч рублей в месяц. О каком повышении налогов может идти речь для людей, которые не могут удовлетворить свои базовые биологические потребности и приобретать самое необходимое?

Если говорить о бизнесе и производстве, очевидно, что повышение налогов в любой форме отразится на стоимости товаров для конечного потребителя, потому что магазины перекладывают все эти расходы именно на покупателя. Малое и среднее предпринимательство и так находится в глубочайшем кризисе и для него повышение налогов будет критическим.

«СП»: — Может ли такой опрос быть попыткой подготовить общественное мнение к очередному повышению налогов?

— Может, я совершенно в этом не сомневаюсь. Это излюбленный инструмент власти — вбрасывать различные инфоповоды и смотреть, как народ их воспринимает. Уверен на сто процентов, что налоги будут поднимать и дальше.

Сейчас существует несколько рабочих групп при Госдуме, которые обсуждают не только увеличение налоговой нагрузки, но и сокращение государственной поддержки вплоть до второй волны повышения пенсионного возраста.

«СП»: — Как можно оценить то, что люди больше готовы платить за здравоохранение и образование, чем за оборону и безопасность?

—  Главная причина такой тенденции — в падении качества предоставляемых услуг в системе здравоохранения и образования. Процесс оптимизации и системного сокращения расходов на эти стратегические направления отражается на самой возможности реализации этих услуг.

Например, в Конституции написано о праве на бесплатное и доступное здравоохранение. На деле же из-за сокращения каждой второй больницы за последние 20 лет, очереди к тем же узким специалистам достигают таких размеров, что реализовать это право у людей нет возможности, им приходится идти в платные клиники.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *