Формы проявления уклонения от уплаты налогов

Налоговики совместно со Следственным комитетом разработали методические рекомендации (Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 г.

№ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)») по  установлению обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц компании, направленных на неуплату налогов (сборов).

Рекомендации налоговиков следует изучить руководителям и главным бухгалтерам компаний, ведь «информирован – значит вооружен».

Методические рекомендации разосланы в адрес территориальных налоговых инспекций, а также следственных органов. Теперь сотрудники Следственного комитета в рамках представленных им полномочий будут проводить проверочные, следственные и иные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговиками, и установление дополнительных доказательств.

Формы проявления уклонения от уплаты налогов Формы проявления уклонения от уплаты налогов

РЕШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

Умышленные и неумышленные деяния

Прежде всего, отметим, что наличие умысла в неуплате (неполной уплате) налогов (сборов), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, карается штрафом в повышенном размере — 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Установленные в ходе проверки налоговиками доказательства совершения умышленной неуплаты налога (сбора) направляются в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, как это предусмотрено п.3 ст.32 НК РФ.

Как свидетельствуют статистические данные за 2016 г., количество уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, заметно выросло. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (п. 2 ст. 140 УПК РФ).

Важно!

На практике к уголовной ответственности привлекают, как правило, руководителя организации. Если к уголовной ответственности также привлекается главный бухгалтер, данный факт только усугубляет ситуацию, поскольку за совершение налогового преступления группой лиц по предварительному сговору, предусмотрены более строгие санкции — до шести лет лишения свободы (ст. 35 УК РФ).

  • При этом следует различать виновные деяния (умышленные и по неосторожности) и невиновные деяния (например, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога).
  • АУДИТОРСКИЕ УСЛУГИ ЦЕНА
  • В рекомендациях приводятся конкретные примеры умышленных и неумышленных действий.

Например 

  1. К налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера компании.

  2. В рекомендациях отмечено, что не могут быть правомерными основаниями невиновности компании личностные и профессиональные обстоятельства сотрудников компании, что в итоге влечет налоговую ответственность в виде штрафа размером 20% от неуплаченных сумм.
  3.  ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ЗА НЕУПЛАТУ НАЛОГОВ (СБОРОВ)

Примеры схем уклонения от уплаты налогов (сборов)

В качестве примера умышленного совершения налогового правонарушения налоговики приводят заключение искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки).

Использование фирмы-однодневок происходит, как правило, умышленно. Например, между поставщиком и покупателем есть несколько посредников, и один из них имеет яркие и однозначные признаки фирмы-однодневки, в том числе не уплачивает налоги.

Классической схемой уклонения от уплаты налогов является применение фиктивных сделок, с целью увеличения стоимости приобретенного товара (услуг) — завышения расходной части либо с целью занижения доходной части, а именно продажа товара по заниженной стоимости (экономически необоснованные сделки). Фиктивные сделки могут быть заключены как с фирмой-однодневкой, так и с аффилированной компанией.

КРИТЕРИИ ФИРМ — «ОДНОДНЕВОК»

Так, схема уклонения от налогообложения, заключающаяся в искусственном «дроблении» бизнеса с целью сохранения или получения статуса плательщика налога по специальному налоговому режиму, может быть характеризована как элементарная имитация работы нескольких лиц, в то время в реальности все они действуют как одно лицо. Таким образом, первыми признаками умышленности являются имитационные.

Отметим, что такие понятия, как «схема дробления бизнеса» либо «дробление бизнеса», не установлены ни в НК РФ, ни в иных федеральных законах, в том числе регулирующих осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности.

Тем не менее на практике основные претензии налоговых органов сводятся к тому, что юридические лица (через которые происходит перераспределение доходов — для сохранения права на применение УСН, либо передача «излишних» площадей — для сохранения права на применение ЕНВД) созданы исключительно ради получения необоснованной налоговой выгоды.

НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Важно!

В последнее время сложилась обширная судебная практика (как в пользу налогоплательщиков, так и в пользу налоговых органов) в отношении возможности дробления бизнеса для сохранения применения специальных налоговых режимов. Если в результате дробления бизнеса созданные компании или ИП самостоятельно не осуществляют хозяйственную деятельность, то суд поддерживает позицию налоговиков о получении необоснованной налоговой выгоды (Решение арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.2015 г. №А27-8705/2015). 

 СПЕЦРЕЖИМЫ РАДИ ПОЛУЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ

Как доказывается умысел

Как отмечено в рекомендациях, субъективная сторона устанавливается прямыми и косвенными доказательствами. К прямым доказательствам относятся показания свидетелей, наличие изъятых документов, раскрывающих фактические намерения лица и их реализацию (записи, документы и (или) файлы «черной бухгалтерии»), видео- и аудиозаписи, результаты прослушивания телефонных и иных переговоров.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

В рекомендациях приводятся конкретные примеры того, как суды мотивируют вину.

ПРИМЕР

Так, в одном из дел в подтверждение вины ИП налоговым органом были представлены соответствующие доказательства:

  • чеки незарегистрированных ККТ;
  • авансовые отчеты за период, предшествовавший созданию компании, которая выдавалась налогоплательщиком в качестве контрагента;
  • приобретение векселей у таких «контрагентов» с использованием налички в крупных размерах;
  • указание во всех копиях документов (договоров, актов приема-передачи векселей) руководителем «контрагента» одного физического лица, в то время как по учредительным документам и данным ЕГРЮЛ руководителем созданного общества значится другое физическое лицо;
  • отсутствие до момента создания юридического лица возможности получения из официальных источников сведений о его государственной регистрации.

Важно!

Суть этих примеров сводится к тому, что компанией создан формальный документооборот между участниками сделок в целях получения необоснованной налоговой выгоды.

Об этом свидетельствуют следующие факты: документы от имени контрагентов фактически оформлялись представителями самого общества (учредитель и руководитель организации-налогоплательщика одновременно являлся учредителем и руководителем фирм-однодневок, работник налогоплательщика одновременно являлся руководителем фирмы-однодневки, при этом в ходе допроса оба показали, что фактически руководство фирмами-однодневками не осуществляли, ставили подписи на документах).

Об умысле может свидетельствовать наличие в помещении компании печатей фирмы-однодневки, бланков аффилированных организаций и другие следы создания фиктивного документооборота.

Работа по установлению умысла проводится одновременно с работой по установлению и закреплению фактов совершения налоговых правонарушений, предусмотренных ст.122 НК РФ.

Формы проявления уклонения от уплаты налогов Формы проявления уклонения от уплаты налогов

В рамках проводимых мероприятий налоговиками в ходе налоговой проверки исследуются:

  • штатное расписание;
  • приказы о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде, и материалы о привлечении их к административной ответственности (если привлекались);
  • договор с управляющей организацией или управляющим (при наличии);
  • доверенности на совершение отдельных действий, которые повлияли на совершение налогового правонарушения;
  • должностные инструкции лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность организации в проверяемом периоде;
  • пояснения должностных лиц организации по фактам налоговых правонарушений, выявленных в ходе проверки (при отсутствии письменных возражений по акту налоговой проверки).

С целью качественного сбора доказательств умысла налоговикам рекомендовано организовывать проведение выездных налоговых проверок с участием сотрудников ОВД и сотрудниками следственных органов.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» — 1 ЧАСТЬ

Опросники для сотрудников и руководителя компании

При доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора) налоговикам рекомендуется запрашивать пояснения налогоплательщиков.

В приложении к рекомендациям приведены перечни вопросов, подлежащих обязательному выяснению при проведении проверок.

Важно!

Налоговикам рекомендовано обязательно задавать вопросы, связанные с выбором контрагентов, процедуре подписания договоров, учету ТМЦ сотрудникам и руководителю компании (Приложения №1,№2 к рекомендациям).

Руководителя компании могут ожидать вопросы следующего характера:

  • вмешиваются ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность компании?
  • если учредители вмешиваются в финансово-хозяйственную деятельность компании, то каким образом это происходит?
  • Вы согласовываете выбор контрагентов или расходы, которые необходимо произвести, с учредителями?
  • какими источниками информации Вы пользуетесь при выборе контрагентов?
  • одобрение того или иного контрагента — это решение единоличное или коллегиальное?
  • если решение принимается единолично, Вы выступаете инициатором заключения договора именно с этим поставщиком?
  • знаком ли Вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда Вы познакомились?
  • какие взаимоотношения (дружеские, деловые) Вас объединяют?
  • кто имеет доступ к базам 1С-Бухгалтерия, 1С-Торговля, 1С-Склад? 

Ничего принципиально нового в рекомендациях не содержится. Приведенные схемы уклонения от уплаты налогов (сборов) размещены на официальном сайте налоговиков и приведены в Концепции планирования системы выездных налоговых проверок. 

 ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ

 НА ЧТО НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ПРОВЕРКЕ КОНТРАГЕНТА? 

Налоговые преступления юридических лиц

Налоговый Кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги, взносы и сборы. Уклонение от их уплаты рассматривается как налоговое правонарушение.

А уклонение от уплаты в крупных размерах – как преступление, ответственность за которое устанавливает уже не Налоговый Кодекс, а Уголовный.

Из статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов.

Читайте также:  Договор займа в устной форме или мошенничество

Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов.

А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

  • путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;
  • путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Но не каждое правонарушение, описанное выше, законодательно рассматривается как налоговое преступление. В статье 199 УК РФ это описано как «уклонение, совершённое в крупном размере». Но что это значит?

«Крупный размер» недоимки для юридического лица – это сумма неуплаченных налогов, которая за три последовательных финансовых года превысила пять миллионов рублей.

Причём доля неуплаченных налогов должна превышать 25% от суммы налога, которая подлежит к уплате.

Но даже если это условие не соблюдено, недоимка в более чем пятнадцать миллионов рублей будет рассматриваться как налоговое преступление.

Есть также понятие «особо крупный размер». Под ним подразумевают сумму, которая за три последовательных финансовых года превысила пятнадцать миллионов рублей. Здесь тоже есть условие: либо доля неуплаченных в бюджет налогов составляет более 50% от суммы, которая подлежит к уплате, либо размер выявленной недоимки превышает сорок пять миллионов рублей.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

Непредставление декларации в налоговый орган

Формы проявления уклонения от уплаты налогов

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

  • на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;
  • кто должен был контролировать этот процесс;
  • был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

Пример #1

Как ФНС будет бороться с уклонением от налогов в 2021 году

Статья 54.1 НК РФ называется «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов». По мнению ФНС, её основная цель — противодействовать налоговым злоупотреблениям и получению необоснованной налоговой выгоды за счёт уклонения от уплаты налогов.

Такими злоупотреблениями могут быть незаконные уменьшения как налоговой базы, так и суммы самого налога. Но причина всегда в том, что налогоплательщик исказил сведения о фактах хозяйственной жизни или объектах налогообложения. Такое искажение может быть трёх видов:

  1. Скрыли реальные операции. Например, не отразили в составе основных средств фактически используемую недвижимость, в частности под предлогом «недостроя».
  2. Отразили ложные показатели по реальным операциям. Например, исказили данные о производимой продукции, чтобы сделать её неподакцизной, или параметры деятельности, чтобы снизить показатель потенциально возможного дохода. Дробление бизнеса тоже попадает в эту группу.
  3. Отразили фиктивные операции, которых не было на самом деле. Здесь речь в том числе об использовании фиктивных контрагентов, о которых мы поговорим ниже.

Посмотрите на свою компанию глазами налоговой и оцените вероятность выездной проверки

Попробовать

Для каждого вида злоупотреблений в письме есть правила, по которым налоговики должны доначислять налоги.

Так, фиктивные операции вообще не будут учитывать в целях налогообложения. Все расходы и вычеты по ним «снимут» в полном размере. В остальных случаях инспекторы должны выявить истинный экономический смысл операции и доначислить налоги так, как если бы налогоплательщик не допускал нарушений.

Как выявляют сделки с фиктивными контрагентами

Одно из основных условий, которое даёт налогоплательщику право учесть расходы и использовать вычеты — исполнение обязательств по сделке надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Это означает, что обязательства должна выполнять сторона договора или лицо, на которое эта обязанность возложена.

Цель этого положения — борьба с использованием документов, составленных от лица фиктивных контрагентов. Это компании, которые работают только «на бумаге», не ведут деятельности и не выполняют в сделке реальных функций, а нужны только для оформления от их имени соответствующих документов. В письме такие компании называют «техническими».

Чтобы квалифицировать сделку как фиктивную и доначислить по ней налоги, инспекторы доказывают, что контрагент относится к «техническим» компаниям, а налогоплательщик должен был знать об этом, но не проявил должной осмотрительности.

Доказывают, что контрагент — техническая компания

Налоговики должны сами доказать, что документы составлены не реальным, а техническим контрагентом.

В письме отмечают, что для этого не хватит заключения эксперта-почерковеда о том, что документы подписаны неустановленными лицами, или протокола допроса тех, кто их подписал.

Чтобы закрепить факт участия в сделке «технической» компании, нужно найти сразу несколько косвенных доказательств:

  • нет признаков, которые подтверждали бы реальную экономическую деятельность контрагента: отсутствует персонал, сайт, информация о деятельности компании и т.п.;
  • нет условий для исполнения обязательств: персонала, основных средств, активов, складских помещений, транспортных средств, обязательных разрешений и лицензий и т.п.;
  • «техническое» лицо не могло осуществить операцию с учётом времени, места нахождения и объёма необходимых ресурсов;
  • расходы по счёту не соответствуют виду деятельности, по которому совершены спорные операции;
  • поведение участников сделки при заключении договора и принятии исполнения по нему отличалось от общепринятого;
  • документооборот по сделке был нетипичным, а документы заполнены с недочетами или не полностью, в них есть ошибки, которые связаны с формальным подходом (в т. ч. их составлением до операции) и тем, что стороны не планируют как-то защищать свои права (обращаться в суд, подавать претензии и т.п.);
  • в договорах есть условия, отличающиеся от обычных, например, длительные отсрочки платежа, санкции, размер которых намного меньше или больше ущерба от нарушения;
  • цены по договору существенно ниже или выше рыночных;
  • нет документов, которые должны быть исходя из характера исполнения, например, при договоре строительного подряда отсутствует акт о передаче подрядчику стройплощадки;
  • нет оплаты;
  • в расчётах использованы неликвидные активы: небанковские вексели, права требования к третьему лицу и пр.;
  • не приняты меры по защите нарушенных права — отсутствуют претензии, заявления об отказе от договора, обращения в суд;
  • обналичивание денег и их использование на нужды налогоплательщика, его учредителей, должностных или иначе связанных с ним лиц;
  • деньги, перечисленные «техническому» контрагенту, возвращаются налогоплательщику или связанным с ним лицам;
  • печати и документация контрагента на территории налогоплательщика.

По мнению ФНС, у налоговых органов есть все полномочия, чтобы выявить эти обстоятельства. Нужно лишь правильно их использовать и получать от всех участников договора пояснения.

При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а детально выяснять полномочия, функциональные и должностные обязанности каждого опрашиваемого.

И во всех нюансах изучать обстоятельства сделки.

Помимо этого, инспекторам «на местах» рекомендовано проводить осмотры территорий и помещений, а также использовать своё право проводить инвентаризацию имущества и применять её результаты для анализа и воссоздания полного баланса предприятия (товарного баланса, складского учёта и т.п.).

Доказывают, что налогоплательщик не проявил осмотрительность

Если участие «технического» контрагента доказано, инспекторы должны подтвердить, что налогоплательщик не мог не знать о характере деятельности контрагента и хотел уклониться от налогов. 

Основное доказательство в таком случае — прямой контакт налогоплательщика с исполнителем по сделке. Например, переговоры и деловая переписка с обсуждением условий сделки, обеспечения, гарантий. Если такого контакта не было, налоговики проверят, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность, когда выбирал контрагента и заключал договор.

ИФНС вправе проводить доначисления, если установлены следующие факты:

  • налогоплательщик не знал о фактическом местонахождении контрагента, его производственных, складских и иных площадей;
  • налогоплательщик не пытался получить информацию о контрагенте: у него нет копий документов, подтверждающих направление запросов;
  • налогоплательщик не анализировал открытые данные о контрагенте;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как и почему был выбран контрагент, заключена сделка;
  • нет реального взаимодействия с руководителем, должностными лицами, ответственными сотрудниками контрагента при обсуждении условий и подписании договора;
  • отсутствуют документы, подтверждающие полномочия участников сделки со стороны контрагента;
  • у налогоплательщика нет информации о том, как он узнал о существовании контрагента (реклама в СМИ, сайт, рекомендации).

Доначисляют налоги

Когда налоговики доказали, что в сделке участвовал фиктивный контрагент, а налогоплательщик не мог не знать об этом, они вправе доначислить налоги. 

Как правило, саму сделку налоговая не оспаривает — товар получен, работы выполнены, услуги оказаны, но все это делала не «техническая» компания, а кто-то другой.

В таком случае все расходы и вычеты по фиктивному контрагенту снимают и заменяют на таковые по реальному исполнителю. Но только при условии, что налогоплательщик сам предоставит информацию о фактическом контрагенте и все документы.

Иначе ни вычеты, ни расходы расчётным путем ИФНС определять не будет. 

Единственное исключение — когда сам факт расходов налоговая тоже не оспаривает. В этом случае инспекция применит расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС и в этом случае будут сняты полностью.

Деловая цель и дробление бизнеса

Ещё одно условие, которое должно выполняться для учёта расходов и применения вычетов: целью операции не должна быть только налоговая выгода.

Проверять это предлагают с помощью «экспресс-теста». Его будут проводить по каждой отдельной операции в совокупности сделок, которые все вместе привели к достижению деловой цели.

Тут налоговикам надо будет ответить на вопрос, совершил бы налогоплательщик эту операцию, если бы не было остальных сделок, и не была ли её основной целью налоговая выгода.

При этом невыгодность сделки для налогоплательщика саму по себе нельзя приравнять к отсутствию деловой цели.

Если результат «экспресс-теста» отрицательный, то налоговой нужно будет дополнительно доказать, что конечная деловая цель могла быть достигнута без спорной операции.

Все эти положения применяются и к дроблению бизнеса, которое можно назвать частным случаем операций без деловой цели с элементами «технических» компаний. Дополнительные критерии, которые позволяют ИФНС установить, что речь идёт о дроблении:

  • одни и те же работники и ресурсы;
  • тесное взаимодействие всех участников схемы;
  • разные, но неразрывно связанные направления деятельности, которые составляют единый производственный процесс для достижения общего результата.

При доначислении налогов в связи с дроблением налоговикам рекомендовано выявлять действительные налоговые обязательства налогоплательщика. Это значит, что будут учитываться не только вменяемые ему доходы, но и соответствующие расходы, вычеты по НДС, а также суммы уже уплаченных налогов.

Переквалификация сделок

Авторы письма отдельно остановились на переквалификации сделок и операций. ФНС предостерегает инспекторов «на местах» от подмены понятий.

Читайте также:  Как расторгнуть договор аренды квартиры?

То, что аналогичный результат можно было получить с помощью других сделок или операций — не основание для переквалификации, даже если есть налоговая экономия (п. 3 ст. 54.1 НК РФ). По мнению ФНС, налогоплательщики вправе сами выбрать способ достижения результата с учётом налоговых последствий. Главное, чтобы у этого способа был экономический смысл и не было признаков искусственности.

Чем опасны фиктивные сделки

Читать

НДС-разрывы

ФНС обращает внимание инспекторов на то, что нельзя снимать вычеты только из-за того, что контрагент не заплатил налоги. Это возможно, только если получится доказать, что налогоплательщик знал о нарушениях, допущенных контрагентом, и получил от этого выгоду.

Сверяйте счета-фактуры с контрагентами и находите расхождения до налоговой

Попробовать бесплатно

При этом знать о таких нарушениях налогоплательщик может не только при взаимозависимости и иной подконтрольности. Аналогичные выводы инспекторы сделают и если выявят, что стороны согласовали эти действия и намеренно допустили разрыв.

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Способы борьбы ФНС с уклонением от налогов в 2021 году

Ст. 54.1 Налогового Кодекса Российской Федерации носит название «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Её первостепенной задачей по мнению Федеральной Налоговой Службы является противодействие злоупотреблениям, связанным с налоговыми обязательствами, а также предупреждение случаев получения необоснованной налоговой выгоды ввиду незаконного уклонения от налоговых обязательств.

Новые требования к проверке контрагента

Под злоупотреблениями понимаются, например, такие случаи, как законодательно не обоснованные уменьшения либо налоговой базы, либо размера начисления налога. В любом из этих случаев причина заключается в искажении плательщиком налогов сведений о своей хозяйственной жизни или о наличии тех или иных объектов, подлежащих налогообложению.

  • Сокрытие операции – т.е. отказ от отображения в составе основных средств фактически используемой недвижимости под предлогом «недостроя».
  • Отражение ложных показателей по проведённым сделкам – сюда относятся: искажение таких данных, как данных о производимой продукции с целью присвоения ей статуса неподакцизной и умышленное дробление бизнеса.
  • Отражение фиктивных операций, которые в реальности отсутствуют – в эту группу попадают операции с фиктивными контрагентами – подробнее будет рассказано далее.

В случае с каждым конкретным видом злоупотребления существуют свои правила, которыми должны руководствоваться сотрудники налоговых органов, производя доначисление налогов.

Например, в случае с фиктивными операциями они вообще будут исключены из целей налогообложения, а все расходы и вычеты по ним будут аннулированы в полном размере. В остальных случаях налоговому инспектору предстоит провести проверку с целью выявления истинного экономического смысла операции и произвести доначисление налогов.

Способы выявления сделок с фиктивными контрагентами

Одним из главных условий, дающим плательщику налогов право на учёт расходов и использование вычетов, является исполнение обязательств по совершению сделки с надлежащим лицом (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Согласно разъяснению ФНС это означает, что обязательства должны быть выполнены той стороной договорных отношений, которая приняла на себя данную обязанность.

Целью данного положения является противодействие использованию фиктивных контрагентов и ведению с ними документооборота, т.е.

совершению сделок с компаниями, которые ведут свою деятельность исключительно «на бумаге», не имея реальной финансовой и хозяйственной деятельности, а также не выполняя при оформлении сделки реальных функций.

Фиктивные контрагенты, как правило, нужны исключительно на моменте оформления от их имени документов. Фиктивных контрагентов также называют «техническими» компаниями.

В случае, если налоговым инспектором будет доказан факт того, что компания, с которой была проведена сделка, является «технической», будет произведено доначисление налогов.

Процедура доказательства фиктивности контрагента

Доказательства того, что документооборот по сделке составлен с «технической» компанией, налоговые инспектора ищут самостоятельно. В письмах ФНС подчёркивается, что для закрепления факта участия в сделке «технической» компании, необходимо одновременно несколько косвенных доказательств. Таких как:

  • Отсутствие признаков ведения контрагентом деятельности: отсутствие сотрудников, сайта, информации о какой-либо деятельности фирмы.
  • Отсутствие обязательных условий для исполнения принятых по договору обязательств, т.е. отсутствие штата сотрудников, активов, складских и офисных площадей, разрешающих деятельность документов.
  • Невозможность совершения «техническим» контрагентом операции ввиду его местонахождения и ресурсов.
  • Несоответствие расходных операций по счёту и вида деятельности, по которому проведена спорная сделка.
  • Несоответствие модели поведения участников сделки при вступлении в договорные отношения общепринятым.
  • Нетипичность документооборота по сделке, т.е. заполнение бумаг с ошибками или не полностью.
  • Наличие в документах и договорах условий, которых обычно там не должно быть. Например, смягчение санкций или пролонгированные отсрочки платежей.
  • Сильное отличие цен, указанных в договоре от рыночных.
  • Отсутствие обязательных документов, например, актов о передаче имущества или актов выполненных работ.
  • Отсутствие факта оплаты.
  • Использование при расчётных операциях неликвидных активов, например таких, как небанковские векселя.
  • Отсутствие мер по защите в случае нарушения права: отсутствие претензии, обращений в суд и т.п.
  • Обналичивание и использование денежных средств на нужды плательщика налогов, учредителей и иначе связанных третьих лиц.
  • Возврат денежных средств, перечисленных «техническому» контрагенту, обратно в пользу плательщика налогов или связанным с ним третьим лицам.
  • Нахождение печатей и документации контрагента на территории плательщика.

Налоговые органы владеют всеми необходимыми средствами и полномочиями, необходимыми для выявления подобных обстоятельств. Задача налоговых инспекторов в правильном использовании данных ресурсов и получении от всех участников договорных отношений пояснений.

При этом налоговикам рекомендовано не ограничиваться формальным набором вопросов, а выяснять полномочия и должностные обязанности каждого опрашиваемого лица максимально детально и подробно, не только проводить осмотры помещений, но и заниматься инвентаризацией имущества фирм.

Доказательства не проявления плательщиком налогов должной осмотрительности

В случае, когда факт участия «технического» контрагента доказан, налоговые инспектора переходят к следующему этапу – сбору доказательств, что плательщик налогов был осведомлён о характере деятельности контрагента, тем самым преследуя цель уклонения от налогов.

Главным доказательством в таком случае станет наличие прямого контакта плательщика налогов и исполнителя договорных обязательств. В случае отсутствия таковых контактов, инспекторы ИФНС проведут проверку факта проявления налогоплательщиком так называемой должной коммерческой осмотрительности при выборе контрагента и заключении сделки.

Налоговая инспекция получит право осуществить доначисления налогов, если документально будут подтверждены следующие факты:

  • Неосведомлённость плательщика  налогов  о фактическом местонахождении контрагента, наличии у него производственных и складских помещений.
  • Отсутствие попыток со стороны налогоплательщика выяснить сведения о контрагенте.
  • Отсутствие анализа сведений о контрагенте из открытых источников налогоплательщиком.
  • Отсутствие у налогоплательщика информации о порядке выбора конкретного контрагента.
  • Отсутствие реального взаимодействия с руководителем или уполномоченными представителями фирмы-контрагента в момент обсуждения условий сделки и подписания договора.
  • Отсутствие документального подтверждения полномочий представителей контрагента в момент заключения сделки.
  • Отсутствие у плательщика налогов информации о существовании контрагента.

Процедура произведения доначисления налогов

После того, как факт участия в сделке «технической» компании-контрагента был доказан, а факт осведомленности в этом налогоплательщика – нет, у налоговых инспекторов возникает право доначисления налогов.

Сама сделка, как правило, не подлежит оспариванию – товаро-денежные отношения имели место быть. Другой вопрос, что обязательства по сделке были выполнены не «техническим» контрагентом, а третьими лицами.

В этом случае все расходы и вычеты, произведенные в отношении фиктивного контрагента аннулируются и замещаются на реальные, соответствующие исполнителю договорных обязательств.

Однако такое возможно только в том случае, если плательщик налогов самостоятельно предоставит все необходимые данные о фактическом контрагенте. В противном случае ИФНС заниматься решением данного вопроса не будет.

Существует исключение. В том случае, когда налоговые органы не оспаривают сам факт расходов, инспекция применяет расчётный способ, но только в отношении налога на доходы (налог на прибыль, НДФЛ, УСН, ЕСХН). Вычеты по НДС в этом случае будут полностью анулированны.

Понятие деловой цели и дробления бизнеса

Ещё одним условием для учёта расходов, которое обязательно к выполнению, является цель операции. Таким образом, для того, чтобы налогоплательщик смог получить вычеты, его целью не должна быть налоговая выгода.

Проверять цель, которую преследовал плательщик налогов, Федеральная Налоговая Служба предлагает при помощи так называемого «экспресс-теста», проведение которого станет обязательным для каждой отдельной операции в совокупности сделок, ставших основанием для достижения деловой цели.

На данном этапе налоговые инспектора должны ответить на вопрос о том, произошло бы совершение сделки налогоплательщиком в случае отсутствия других сделок и было ли её основной целью получение налоговой выгоды.

В открытом письме ФНС подчёркивается, что случай невыгодности сделки для плательщика налогов не является отсутствием деловой цели.

Эти же положения применимы и к дроблению бизнеса, которое в налоговой практике часто называют частным случаем операций с отсутствующей деловой целью, но с наличием элементов «технических» компаний. Дополнительные критерии, позволяющие ИФНС выявить факт дробления:

  • Наличие в компаниях одних и тех же сотрудников и ресурсов.
  • Близкое взаимодействие всех лиц сделки.
  • Различные, но взаимосвязанные между собой направления деятельности, составляющие при этом общий производственный процесс, служащий для достижения единого результата.

При проведении процедуры доначисления налогов в связи с процедурой дробления бизнеса налоговым инспекторам предписывается установить реальные налоговые обязательства плательщика налогов, т. е. будет произведен учёт не только вменяемых налогоплательщику доходов, но и соответствующих расходов, вычетов по НДС, а кроме того и сумм уже выполненных налоговых обязательств.

Читайте также:  Какие проблемы могут возникнуть при приватизации жилья?

Подмена понятий

ФНС обращает внимание на явное предостережение от подмены понятий — переквалификации сделок.

При этом уточняется, что случай когда аналогичный результат мог быть получен при помощи аналогичных сделок не является основанием для переквалификации, даже при наличии налоговой экономии (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).

ФНС подчёркивает свободу выбора налогоплательщиком способа достижения результата, учитывающего налоговые последствия и уточняется, что при выборе того или иного способа решающим фактом является наличие экономического смысла и отсутствие признаков искусственности.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

  • Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: составы
  • Что является уклонением от уплаты налогов
  • Ответственность за уклонение для налогоплательщиков-физлиц
  • Наказание для «уклонистов на должности»
  • Когда преступник — налоговый агент
  • Чем обернется сокрытие имущества от взыскания
  • Нюансы применения уголовной ответственности за налоговые преступления

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: составы

Уплата налогов — конституционная обязанность каждого в нашей стране. За ее неисполнение предусмотрены различные виды ответственности. Основной из них — налоговая ответственность, предусмотренная НК РФ.

Мы подробно рассказываем о ней в этой рубрике.

Но для организаций последствия налоговых нарушений не исчерпываются только данным видом ответственности. Должностные лица фирм подлежат также административной и уголовной ответственности.

Эта рубрика нашего сайта —как раз о последней.

Итак, наказуемыми по УК РФ являются следующие деяния в налоговой сфере:

  • уклонение от уплаты налогов (сборов) налогоплательщиком-физлицом— ст. 198;
  • уклонение от уплаты налогов (сборов) фирмой — ст. 199;
  • неисполнение агентских обязанностей — ст. 199.1;
  • сокрытие денег или имущества от взыскания налоговой недоимки — ст. 199.2.

С августа 2017 года вступили в силу изменения (закон «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 250-ФЗ), дополнившие положения ст. 198, 199 и 199.

2 УК РФ отсылкой к страховым взносам, регулируемым налоговым законодательством, а ст. 199.2 – еще и упоминанием о взносах на травматизм.

Таким образом, отсутствовавшая ранее уголовная ответственность за неуплату страховых взносов в 2017 году оказалась реально существующей.

Когда возможно освобождение от уголовной ответственности за неуплату взносов, узнайте из этой публикации.

Рассмотрим каждое деяние подробнее.

Что является уклонением от уплаты налогов

Уклонению от уплаты налогов и взносов посвящаются целых 2 статьи УК РФ: 198 и 199. По первой из них наказывают физлиц за неуплату личных налогов. По второй ответственны должностные лица организаций.

Но и в том и в другом случаях объективная сторона преступления одна — это умышленные действия или бездействие, направленные на неуплату налогов в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное их непоступление в бюджет.

Эти действия могут заключаться:

  • в уклонении от представления декларации и других обязательных по НК РФ документов (классический пример для физлиц— недекларирование доходов от сдачи в аренду своего имущества, например, жилья);
  • во включении в них заведомо ложных сведений (например, занижение физлицом стоимости проданного им собственного имущества).

ВАЖНО! Заведомо ложными считаются не соответствующие действительности данные об объекте налогообложения, расчете налоговой базы, наличии льгот, вычетов и любой иной информации, влияющей на налогообложение.

Ответственность за уклонение для налогоплательщиков-физлиц

На наказание влияет размер суммы, от уплаты которой уклоняется физлицо: крупный или особо крупный.

Крупным размером считается сумма (прим. 2 ст. 198 УК РФ):

  • от 900 000 руб. за 3 финансовых года подряд, если доля неуплаты —более 10% от суммы подлежащих уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • превышающая 2 700 000 руб.

Санкции за это разнообразны— начиная от штрафа в 100 000 руб. и заканчивая лишением свободы на срок до 1 года.

Особо крупной признается сумма (прим. 2 ст. 198 УК РФ):

  • от 4 500 000 руб. за 3 года при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов больше 20% от суммы к уплате;
  • превышающая 13 500 000руб.

Здесь наказание строже: минимальный штраф равен 200 000 руб., а лишение свободы возможно на срок до 3 лет.

Рассчитывать на освобождение от уголовного наказания могут лица, уклонившиеся от налогов впервые, если полностью уплатят сам налог, заплатят пени и штраф, предусмотренный НК РФ.

Наказание для «уклонистов на должности»

Уголовному наказанию по ст. 199 УК РФ может быть подвергнуто лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации по налогам (сборам, взносам) и обеспечение полной и своевременной их уплаты. Прежде всего, это руководитель и главбух или иные специально уполномоченные на то лица либо лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главбуха.

Границы ответственности также определяются размером утаенной от государства суммы. О нарушении в крупном размере говорит (прим. 1 ст. 199 НК РФ):

  • сумма более 5 000 000 руб. за 3 фингода подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов больше 25% суммы к уплате;
  • сумма более 15 000 000 руб.

В этом случае основным наказанием будут штраф, арест, принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет. В дополнение к двум последним видам наказания осужденного могут также лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Особо крупной считается:

  • сумма более 15 000 000 руб., если доля неуплаты более 50%;
  • сумма более 45 000 000 руб.

Наказания аналогичны указанным выше, но более строгие. Например, максимальный срок лишения свободы здесь уже не 2 года, а 6 лет. Эти же размеры санкций грозят в том случае, если будет доказано наличие сговора группы лиц.

Как и в случае с физлицами, для должностных лиц возможно применение освобождения от уголовной ответственности, если преступление совершено впервые, а налоговая обязанность исполнена в полном объеме, включая пени и штраф.

ВАЖНО! Осуждение руководителя за уклонение дает налоговикам основания для подачи ему гражданского иска о возмещении ущерба, который причинен бюджету преступными действиями осужденного (см. определение ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19). И такие иски суды часто удовлетворяют. Проще говоря, директора-преступника могут обязать погасить налоговый долг компании, которую он возглавлял.

Когда преступник — налоговый агент

Преступлением налогового агента является неисполнение только таких обязанностей, как исчисление, удержание и перечисление налогов в бюджет. Уклонение от иных агентских функций, например, от сообщения в ИФНС о неудержанном налоге, уголовной ответственности не порождает.

ВАЖНО! Для уголовного преследования по ст. 199.1 УК РФ обязателен личный интерес нарушителя, т. е. совершение рассматриваемых деяний при стремлении получить какие-либо имущественные или неимущественные выгоды.

Если такой интерес отсутствует, то речь о преступлении не идет независимо от размера неуплаченной суммы налогов.

Но если деяния совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денег в свою пользу или в пользу других лиц, дополнительно к «агентской» уголовной статье могут вменить еще и хищение.

По данной статье уголовного закона субъектом ответственности может быть ИП или должностное лицо организации, ответственное за указанные выше обязанности.

И так же, как в рассмотренных выше случаях, размер ответственности определяется масштабом налоговой суммы. Градация «крупный — особо крупный» осуществляется по приведенным выше параметрам ст. 199 УК РФ.

Аналогичны и санкции: от штрафа 100 000 руб. до 6 лет в исправительном учреждении.

Чем обернется сокрытие имущества от взыскания

За сокрытие от налоговиков денег и имущества, за счет которого они могли бы принудительно взыскать недоимку, в крупном размере (в данном случае это 2 250 000 руб. — ст.199.2, примечание к ст.170.2 УК РФ) накажут:

  • штрафом в 200 000–500 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
  • принудительными работами до 3 лет;
  • лишением свободы до 3 лет.

Те же деяния, совершенные в особо крупном размере (сумма превышает 9 000 000 руб., ст.199.2, примечание к ст.170.2 УК РФ), наказываются:

  • штрафом в размере от 500 000 до 2 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 5 лет,
  • принудительными работами до 5 лет;
  • лишением свободы до 7 лет.

Дополнительно к принудительным работам и лишению свободы могут также запретить занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью — до 3 лет.

Привлечь к ответственности за данное преступление могут не только руководителя компании, но и ее собственника.

Нюансы применения уголовной ответственности за налоговые преступления

  1. Как правило, алгоритм привлечения к уголовной ответственности следующий.
  2. ИФНС проводит проверку, выносит решение о привлечении к ответственности по НК РФ, выставляет требование об уплате недоимки, пеней, штрафа.

  3. Исполнить требование проверенный должен в течение 8 рабочих дней с даты получения, если больший срок не указан в самом требовании.

Если в течение 2 месяцев по окончании срока на оплату недоимка, пени и штрафы не уплачены, а сумма недоимки говорит о возможном наличии состава налогового преступления, ИФНС должна направить материалы в органы следствия, которые и решают, возбуждать дело или нет. Для этого между СК РФ и ФНС действует специальное соглашение о взаимодействии по налоговым преступлениям (заключено 13.02.2012 № 101-162-12/ММВ-27-2/3).

О других основаниях для начала уголовной стадии узнайте из этой публикации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *