Ревизоры на пороге: кто будет проверять бизнес в 2019 году?

Ревизоры на пороге: кто будет проверять бизнес в 2019 году?

Варвара Гранкова

В 2019 г. инспекторы надзорных органов проверили 55% предпринимателей, показал опрос 2300 представителей малого и среднего бизнеса из 23 регионов России.

Этот опрос – часть ежеквартального исследования настроений малого и среднего бизнеса, проводимого Промсвязьбанком совместно с «Опорой России» и агентством Magram Market Research.

Нарушения нашли у каждого третьего предпринимателя, большинство получили штрафы.

Проверки – неотъемлемый элемент вывода экономики из тени, этот тренд продолжится, говорит эксперт по финансово-правовой защите бизнеса московского отделения «Опоры России» Сергей Елин.

По его наблюдениям, выросло не столько количество проверок, сколько размер претензий госорганов к предпринимателям в денежном выражении.

Но, как показало исследование, госорганы проявляли не одинаковую активность.

Наибольшее рвение, по мнению респондентов, проявляли налоговые органы: камеральную проверку налоговиков прошли 56% респондентов, а выездную – 20%.

Более трети (36%) указали, что их проверяли в ходе проверок их контрагентов (так называемые встречные проверки, не вошедшие в две вышеупомянутые категории налоговых проверок).

На втором месте – Пенсионный фонд (24% респондентов). Замыкает тройку самых активных Фонд социального страхования (ФСС, 23%).

По словам Никиты Болтинского, ведущего юриста адвокатского бюро «Юрлов и партнеры», камеральная налоговая проверка проводится каждый раз, когда подается налоговая декларация.

А вот объем этой проверки (количество требований и объем затребованной документации) будет зависеть от того, будут ли выявлены в поданной отчетности противоречия, неточности и нарушения.

Если есть подозрения, что налогоплательщик нарушил закон, при камеральной проверке могут применяться инструменты, используемые обычно в рамках выездных проверок, говорит Болтинский: встречные проверки, осмотры, допросы свидетелей, проведение экспертизы и др.

По закону плановые проверки предпринимателей проводятся не чаще чем один раз в три года, говорит Екатерина Болдинова, партнер Five Stones Consulting. Однако внеплановые проверки, поясняет она, могут проводиться в любое время по любым жалобам.

У налоговых органов, например, подозрение могут вызвать небольшие налоговые отчисления, не соответствующие средним показателям отрасли, или несовпадение платежей начисленным суммам. Настораживают налоговые органы и значительные колебания финансово-экономических показателей компаний, рассказывает юрист.

Количество проверок по налогам выросло во многом из-за хорошей технической оснащенности ФНС, налоговики могут детально проанализировать информацию о каждом налогоплательщике и быстро выявить его слабые места, объясняет Болтинский из «Юрлов и партнеры». Сыграла роль и установка государства на повышение собираемости налогов, замечает гендиректор юрфирмы Urvista Алексей Петропольский.

В кондитерскую компанию «Конфаэль» запросы из налоговой инспекции поступают чуть ли не еженедельно, говорит ее владелица Ирина Эльдарханова. Проверок производства (например, со стороны СЭС) стало меньше, чем раньше, и они только плановые, а налоговых проверок значительно прибавилось.

Поводом для запроса может стать, например, несвоевременная подача налогового отчета одним из контрагентов фабрики. Недавно, рассказывает Эльдарханова, пришел запрос по клиенту, с которым фабрика сотрудничала 10 лет, а потом он обанкротился.

Налоговики затребовали всю историю взаимоотношений фабрики с банкротом, говорит Эльдарханова.

Внеплановую камеральную проверку налоговой инспекции сейчас проходит и производитель молочной продукции «Братья Чебурашкины». Совладелец компании Владислав Чебурашкин рассказывает, что налоговики затребовали документы по контрагенту. А на предприятии незадолго до этого закончилась плановая проверка ФНС, которая продолжалась в течение двух лет с 2017 г.

Частота проверок объясняется легкостью проведения этой процедуры: большинство камеральные и не предполагают выезд на место, говорит Болтинский.

Например, раз в год предприятие подает налоговую декларацию, если у инспекторов возникают вопросы или сомнения, они тут же направляют запрос. Если разъяснений недостаточно, проверка продолжается.

Еще чаще возникают вопросы по декларациям по НДС, так как эти декларации подаются ежеквартально. Выездные проверки, говорит Болтинский, проводятся при значительных недоимках. В Москве порог – 20 млн руб.

респондентов, на которых были наложены штрафы по итогам проверок, штрафы не оспаривали

По мнению Егора Горина, партнера юркомпании «КСК групп», в налоговых делах презумпция невиновности не работает – налогоплательщик сам должен доказывать свою невиновность и добросовестность.

По словам эксперта, невыгодное для налогоплательщика впечатление создается из-за разобщенности работы инспекций, где стоят на учете поставщики, и инспекций, где стоят на учете заказчики. Территориальные инспекции, где стоят на учете поставщики и подрядчики, запросы коллег из налоговой инспекции, проверяющей заказчика, часто выполняют спустя рукава.

Они сообщают, что контрагент не явился на допрос или не предоставил документы, а инспектора, проверяющие заказчика, признают сделку сомнительной, доначисляют налоги и назначают штрафы, замечает эксперт.

Пятое место по активности, по данным исследования, занял Роспотребнадзор. В этом году он проверил соблюдение санитарных норм у 20% респондентов, а соблюдение прав потребителей – у 11%. Часто приходят к предпринимателям и чиновники из Ростехнадзора (на такие проверки пожаловались 13% респондентов). На шестом месте прокуратура (18%), замыкает список Ростехнадзор (13%).

«Братья Чебурашкины», которых сейчас проверяют налоговые органы, также проходят плановую проверку Роспотребнадзора, а также плановую проверку службы экологического контроля.

По словам Владислава Чебурашкина, за месяц до проверки госорганы прислали предприятию подробные анкеты из 200 вопросов, а потом начались проверки.

Штрафы, признается предприниматель, ему приходится платить довольно часто.

  • предпринимателей, прошедших проверку, сообщили, что у них были найдены нарушения. 77% были оштрафованы, по данным исследования

А в сеть кофеен «Правда кофе» Роспотребнадзор часто наведывается по жалобам, рассказал владелец Филипп Лейтес. Недавно, говорит предприниматель, клиент пожаловался в Роспотребнадзор, что видел в кофейне тараканов, и тут же пришла проверка.

Проверяющие запросили документы по вывозу мусора, проверили, насколько в кофейнях чисто. Штрафа не выписали. В другой раз экологическая служба пришла проверять, правильно ли в кофейне Лейтеса обжаривают зерна: кто-то пожаловался на дурной запах.

Проверяющие обследовали дымоход, а Лейтесу пришлось нанимать компанию-оценщика для замеров выброса продуктов сгорания в атмосферу. За оценку он заплатил 10 000 руб.

Как уверяет предприниматель, львиная доля жалоб исходит от конкурентов, которые под видом клиентов приходят в его кофейни, выискивают недостатки, а потом жалуются.

По наблюдению Сергея Гебеля, управляющего партнера юридической компании «Гебель и партнеры», жалобы, по которым начинаются проверки Роспотребнадзора, чаще всего поступают обоснованно. Клиенты жалуются на мелкие производственные и торговые компании, а также предприятия общепита, которые пытаются сэкономить и не выполняют все установленные требования.

К предпринимателям чаще стали ходить сотрудники ФСС – опять-таки по жалобам, говорит Гебель.

Таких проверок раньше было не много, но в последнее время они участились из-за жалоб работников малых и микропредприятий на невыплату декретных пособий и пособий по материнству, а также компенсаций в связи с несчастными случаями, объясняет Гебель.

На жалобы в первую очередь реагирует и Трудовая инспекция. По данным исследования, в этом году она проверила 19% респондентов. По словам Гебеля, чаще всего проверки связаны с жалобами на невыплату зарплат.

Лейтес вспоминает, что на «Правду кофе» наложили штраф во время плановой проверки Трудовой инспекции: по документам выяснилось, что одного из сотрудников неправильно рассчитали при увольнении.

Согласно исследованию, нарушения по итогам проверок были выявлены у 34% компаний, из них 77% были оштрафованы. Как реагировали предприниматели? Львиная доля смирилась (68% респондентов). Больше половины оштрафованных не оспаривали наказание, так как посчитали их справедливыми и законными.

Некоторые боятся, что к ним госорганы станут относиться более предвзято (7%).

По мнению Болтинского, предпринимателю лучше добиваться досудебного урегулирования, а не бежать в суд: в суде налогоплательщику припомнят не только результаты текущей проверки, но начнут разбираться еще и в результатах предыдущих.

До 2017 г., рассказывает Горин, судебная система часто вставала на защиту налогоплательщика, но в последние годы ситуация изменилась: дел, завершившихся в пользу налогоплательщика, единицы.

Поскольку проверки стали тщательнее, то и доначисления налогов более обоснованны, чем 7–10 лет назад, и предпринимателю стало труднее доказать свою правоту, говорит Болдинова. Зато, отмечает она, неплохо работает так называемое досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган или в ФНС, на этом этапе часто снимаются многие претензии к налогоплательщику.

Как говорится в исследовании, 32% оштрафованных предпринимателей все же попытались оспорить штрафы – но с переменным успехом. 15% оштрафованных добились признания своей правоты, а 17% отстоять свои позиции не удалось.

Читайте также:  Особенности различных договоров аренды

С 2019 года мораторий на проверки бизнеса отменяется – к кому нагрянут ревизоры

Больше остальных предпринимателям нужно опасаться Гоструда и налоговиков

Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ), который впервые ввели в августе 2014 года, а затем неоднократно продлевали, истекает через две недели. И, похоже, на этот раз власти лонгировать поблажки не намерены.

По крайней мере такой нормы нет в тексте закона о госбюджете на 2019 год, принятого парламентом и подписанного Президентом. А ведь именно таким образом правительство продлевало мораторий на проверки последние пару лет.

И хотя бизнес все еще надеется на продление моратория, эксперты рекомендуют не делать ставку на благосклонность властей в преддверии выборов. И советуют 110 тысячам предприятий тщательно подготовиться к приходу незваных гостей.

Взвесят риски

  • С 1 января возрождается традиция плановых проверок, которая в своей концепции (до ввода моратория) подразумевала массовые проверки бизнеса с периодичностью в зависимости от степени рисковости предприятия. Последняя редакция оценки риска субъекта хозяйствования, изложенная в постановлении Кабмина 937 от 31 октября 2018 года, подразумевает такую цикличность:
  • Высокая, не чаще 1 раза в два года.
  • Средняя, не чаще 1 раза в три года.
  • Незначительная, не чаще 1 раза в 5 лет.

Впрочем, несмотря на то, что мораторий пока еще действует, вот уже как год его «функциональность» весьма условна.

Поскольку в феврале нынешнего года правительство вывело из-под его действия 18 контролирующих органов, в том числе для налоговиков и «трудовиков», позволив им планово проверять всех без исключения.

«Полноценный мораторий был в 2015 году, сейчас же его фактически не существует. Да, пока еще есть определенные ограничения, но и эта иллюзия отменяется с 1 января. Проверки начнут проводиться согласно утвержденным критериям, которые принимаются каждым контролирующим органом, готовящим плановые мероприятия», — констатирует глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.

Как следует из статистики за 2018 год, лидерами по проверкам стали ГСЧС (43 тыс.), Госпотребслужба (22 тыс.), Гоструда (17 тыс.). С Нового года к ним присоединятся МЭРТ, МВД, Минобразования и другие ревизоры. Всего свыше 30 контролирующих органов уже обнародовали планы проверок на 2019 год.

Хотя премьер-министр обещает, что по сути для бизнеса ничего не изменится, и засилья проверяющих ожидать не следует, перемены все же будут. Сама идея моратория подразумевала концептуальное изменение отношения государства к бизнесу.

Идеологически последний должен был перестать быть «кормушкой» и перейти в статус партнера.

Хотя с каждым годом мораторий «усекался» под благовидными предлогами, концепция подразумевала запуск механизма контроля над самими проверяющими, что заставляло последних держать себя в руках.

Кого бояться

Среди наиболее «опасных» проверяющих органов эксперты называют ГФС и Гоструда. Сфера «интересов» этих ведомств не ограничивается каким-то отдельным сектором, а охватывает абсолютно весь бизнес.

Согласно критериям рисковости, при наличии в стране около миллиона субъектов предпринимательства ежегодно проверками можно охватывать до 200-300 тысяч предприятий.

При этом Гоструда уполномочена накладывать неподъемные штрафы в сотни тысяч гривен, а фискалы могут блокировать счета — для малого и среднего бизнеса это сродни катастрофе.

Ситуацию усугубляет тот факт, что с 2019 года отчисления по штрафам пойдут местным бюджетам – такое изменение депутаты приняли в бюджетном пакете. С точки зрения наполнения казны, власти поступили весьма мудро: на местах лучше видно, у кого и что искать. А вот бизнесу это ноу-хау не сулит ничего хорошего.

«Чем ниже передаются полномочия, тем выше заинтересованность проверяющих органов что-то «найти».

Например, мэру, который планирует идти на следующие выборы, не хватает средств провести асфальтную дорожку, и что он делает? Он дает проверяющим на местах, которые формально зависят от главного и территориального управлений, прямую директиву искать деньги.

И они рыщут, собирая их как в местный бюджет, так и себе в карман. Децентрализация создала в регионах вакханалию, воцарились настоящие удельные князья, которые воспринимают регионы как свои вотчины», — рассказывает Сергей Доротич.

К кому придут

Впрочем, паниковать и прятать голову в песок не стоит. Охватить проверками абсолютно всех предпринимателей ревизоры физически не смогут. На это у них просто не хватит кадрового ресурса.

Поэтому проверяющие будут идти к тому, у кого можно что-то найти, то есть к крупному и преуспевающему среднему бизнесу.

При этом ГФС, например, уже в значительной степени перешла на профилактические проверки, например, при регистрации налоговых накладных.

«Налоговики проверяют тех, у кого есть что проверить, то есть фирмы с деньгами, Если это сегмент малого бизнеса, у которого меньше 100 тыс. грн.

оборота в месяц, сколько можно с него взять штрафов? Его просто нет смысла проверять, это неэффективное использование ресурсов фискальной службы.

Акцент сделают на крупных налогоплательщиков, у которых есть какие-то льготные операции, где есть смысл что-то «копать», — рассказала налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.

Поэтому малым предприятиям можно пока расслабиться, проверки у них неактуальны. Правда, лишь при условии выполнения базовых правил. Эксперты настоятельно рекомендуют избегать нарушений, которые могут привлечь внимание ревизоров к любому виду бизнеса.

Задержки в уплате налогов

Сведение госбюджета — первейшая на сегодняшний день задача для государства, поэтому налоги нужно платить в срок и правильно. Особое значение проверяющие органы уделяют сборам ЕСВ, который наполняет Пенсионный фонд.

Согласно данным ГФС, проблем здесь нет, но под надзором могут оказаться те субъекты хозяйствования (в основном ФЛП в глубинке), которые теоретически могут выплачивать зарплату (вознаграждение) на руки наемному работнику или даже продукцией предприятия, игнорируя отчисления в госбюджет. За что полагается штраф 125 190 грн.

Неофициальное трудоустройство

Распространенное правонарушение — наличие на торговой точке нетрудоустроенных сотрудников. Весь 2018 год инспекция по охране труда «свирепствовала» и, очевидно, будет следовать этой практике дальше.

«Клиенты рассказывают, что во Львове на рынках трудоустроили всех тех сотрудников, которых не оформляли с обретения Украиной независимости. Это говорит о серьезности проблем, которая может принести проверка», — делится наблюдениями Александра Томашевская.

Поэтому тем предпринимателям, особенно в глубинке, кто привык относиться к этому вопросу легкомысленно, следует привести дела в порядок. «Цена вопроса» слишком высока и может уложить на лопатки средней руки предприятие.

Недопуск проверки

Недопуск проверки на предприятие — тяжелое правонарушение, за это полагается «драконовский» штраф 372 тыс. грн.

Однако если предприниматель точно знает, что у него не все в порядке, и штраф, например, за нетрудоустроенных сотрудников будет больше этой суммы (если таковых более трех), то имеет смысл проверку не допустить.

Во-первых, это экономия, во-вторых, с хорошими юристами есть шанс отбиться от штрафа потом в суде.

Оформление сотрудников как ФЛП

Часто предприятия оформляют наемных рабочих как ФЛП. И именно таких ФЛП разыскивают «трудовые инспекции», причем штрафуют как предприятие, так и сам ФЛП. Эксперты рекомендуют тщательнее вычитывать договор предприятия с ФЛП, чтобы он не был аналогичен трудовому договору по найму рабочей силы на этом же предприятии.

«Нельзя допускать дублирования рабочего графика, социальных преференций и разного рода льгот и гарантий. Если подобные совпадения найдут в договоре с ФЛП, то проверяющие придут к выводу, что договор фактически подменяет официальную занятость», — рекомендует Сергей Доротич.

На эти же нюансы указывает и Александра Томашевская.

«Если работник-ФЛП придерживается трудового распорядка: приходит в 9.00, уходит в 18.00, у него есть босс, которому он отчитывается и подчиняется, то он по факту наемный сотрудник в части этих правоотношений.

Это трактуется контролерами как нарушение, приравненное к неоформленному сотруднику. И то, что он платил налоги как ФЛП, проверяющих не волнует. Если человек ходит как на работу, то он должен быть оформлен как наемный сотрудник.

А чтобы не было вопросов, он должен работать как подрядчик», — объясняет эксперт.

Кассовая дисциплина

Оформление банками карточек предприятий на хозяйственные нужды вызвало настоящий бум среди директоров, которые стали рассчитываться ими при закупках на личные цели. Подобное нарушение однозначно вызовет интерес контролеров. Потому все закупки по хозяйственной карточке должны быть подкреплены чеками и иметь логическое обоснование, что приобретения необходимы именно для предприятия.

Читайте также:  Законы РФ, которые защищают должников

Дисциплину необходимо соблюдать и при работе с кассовыми аппаратами, если они есть. Например, продолжать исправно вести книгу КУРО до тех пор, пока надлежащим образом не будет оформлена работа без нее.

Контролеров можно контролировать

Ну а если к вам все же нагрянули ревизоры, не стоит забывать о своих правах. Прежде всего, следует помнить, что проверяющих можно и нужно контролировать самому. Закон разрешает записывать их действия на видео.

Едва ли эта мера защитит компанию от найденных нарушений, если они есть, но совершенно точно сдержит «гостей» от необдуманных шагов.

К тому же, видеозапись в будущем можно использовать в качестве доказательства нарушения процедур самими ревизорами.

Не надо бояться судиться

Не следует бояться обращаться в суд. Даже в том случае, если проверка обнаружила фиктивного ФЛП-работника и оштрафовала предприятие за это, есть большие шансы отбиться в суде.

«В таких случаях нужно идти к юристам и писать протест, искать несоответствия в осуществлении проверки и доказывать реальность ФЛП. Если налоги уплачены, а хозяйственная деятельность ведется и подкреплена договорами, шансы всегда есть.

Суд на все это смотрит уже в юридической плоскости — не по догадкам инспектора, а по документам. И принимает решение в пользу предпринимателя», — советует председатель Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

Автор: АЛЕКСЕЙ ЕРМОЛЕНКО

Как избежать выездной налоговой проверки в 2019 году | «Правовест Аудит»

Информировать налогоплательщика о намерении провести выездную налоговую проверку налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853). Однако, о риске назначения ВНП могут свидетельствовать «следы» предпроверочного анализа инспекции, например, встречные проверки прямых контрагентов и контрагентов второго и последующих звеньев.

Факт включения компании в план ВНП, является закрытой информацией, поэтому узнать заранее о проверке практически невозможно.

И все-таки, наиболее предпочтительный вариант ― совсем не попадать в поле зрения налоговых органов и действовать на опережение: своевременно выявлять и устранять зоны налоговых рисков с помощью аудита.

Мониторить риски может собственная служба налогового контроля или аудиторская компания).

Первый вариант практически всегда встречается в крупных компаниях, средний и мелкий бизнес держать экспертов в штате не может, поэтому внешний аудит остается для него главным помощником и гарантом безопасности.

Узнайте стоимость аудита за минуту И получите выдающиеся результаты по итогам аудитаРассчитать стоимость

Каким же образом компании попадают в план проверки? Все просто. Налоговая руководствуется Приказом ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В приложении к Приказу изложены 12 критериев, являющиеся маркерами налогового неблагополучия, которые обращают на себя внимание налоговой инспекции. Вот они:

Критерий № 1. Компания имеет низкую налоговую нагрузку в сравнении с хозяйствующими субъектами в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности).

Критерий выступает важным индикатором налоговой дисциплины и рассчитывается как отношение уплаченных налогов (без агентских платежей) к доходам компании по отчету о финансовых результатах (без доходов от участия в других организациях). Быстро рассчитать налоговую нагрузку можно воспользовавшись Калькулятором в сервисе ФНС России «Прозрачный бизнес». Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск назначения проверки.

Критерий № 2. Показывает убытки в течение двух и более календарных лет.

Критерий № 3. Отражает в налоговой отчетности значительные суммы вычетов по НДС. Доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

Критерий № 4. Имеет темп роста расходов от реализации товаров (работ, услуг), опережающий темп роста доходов.

Например, о сокрытии выручки (дохода) может свидетельствовать предоставление в значительных размерах займов другим организациям, осуществление видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты «налом».

Критерий № 5. Выплачивает среднемесячную заработную плату работникам в размере ниже среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

Данные для сравнения можно найти на официальном сайте территориального органа статистики и на сайте ФНС.

Критерий № 6. Имеет неоднократное (2 и более раза в течение календарного года) приближение (менее 5%) к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих ему право применять специальные режимы (УСН, ЕНВД и пр.).

Критерий № 7. Имеет расходы, максимально приближенные к сумме дохода, полученного за календарный год.

Критерий № 8. Строит финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Наличие цепочки контрагентов принимается во внимание при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении компании необоснованной налоговой выгоды.

Критерий № 9. Без объективных причин не представляет запрашиваемые налоговым органом документы, пояснения на запросы налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Критерий № 10. Неоднократно (2 и более случая с момента государственной регистрации компании) осуществляет снятие с учета и постановку на учет в налоговых органах в связи с изменением своего места нахождения («миграция» между инспекциями).

Нужно иметь в виду, что миграция в другой субъект РФ до, во время, после включения в план ВНП не спасет от проведения контрольных мероприятий и последующего взыскания доначислений по результатам поверки.

Критерий № 11. Имеет значительное отклонение (в сторону уменьшения) от уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики на 10% и более.

Среднеотраслевые показатели рентабельности можно найти на официальном сайте ФНС России.

Критерий № 12. Осуществляет финансово-хозяйственную деятельность с высоким налоговым риском.

К числу «рисковых» в налоговом плане способов ведения деятельности ФНС относит сделки, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Например, мнимые, притворные сделки, в том числе с привлечением проблемных контрагентов, фирм-«однодневок»; формальное дробление бизнеса для незаконного применения «спецрежимов», занижения доходов, завышения расходов и пр.

Отличие налоговой нагрузки и заработной платы от аналогичных показателей в среднем по отрасли, наличие проблемных контрагентов на практике часто являются основанием для вызова руководителя компании в инспекцию на комиссию по легализации налоговой базы.

Цель — получение подробной информации о хозяйственной деятельности организации, которая привела к тем или иным налоговым последствиям (как правило, связанным с уменьшением налоговых обязательств компаний), которая используется для принятия решения о дальнейших действиях в отношении налогоплательщика.

Игнорировать такое «приглашение» в инспекцию ни в коем случае нельзя. Руководитель должен рассматривать его как возможность разъяснить ситуацию, представить документы, обосновывающие причину отклонений, и не допустить проверки.

Чем больше аргументов и доказательств у налогоплательщика, тем больше шансов убедить инспекцию в том, что компания не уклоняется от налогов, а риск попасть под выездной контроль ― уменьшается!

Что касается уровней налоговой нагрузки и заработной платы, здесь важно понимать, что инспекция будет настаивать на их увеличении и стремлении показателей компании к «общепринятым» по отрасли. Более того, обязательно будут следить за предпринятыми компанией шагами «к исправлению». В связи с чем, для минимизации риска назначения ВНП действительно есть смысл выравниваться по этим показателям.

Также в настоящее время можно попасть под тематическую ВНП по НДС, охватывающую несколько кварталов. Причиной тому служит отказ от уточнения налоговых обязательств по налогу по сделкам с проблемными, по мнению налогового органа, контрагентами. Немало компаний получают подобного рода уведомления о «добровольных» уточнениях по НДС.

Часть из них, уверенная в «чистоте» своих контрагентов, отказывается от уточнений. Другие, решив подстраховаться, сразу платят «предложенную» сумму налога и пени. Каждый в данной ситуации волен поступать по-своему, учитывая желание отстаивать свои интересы, наличие «скелетов в шкафу» и пр. Но факт остается фактом: при наличии контрагентов с признаками фирм «однодневок», «техничек» и пр.

, риск назначения проверки для компании возрастает в разы.

Итак, мы постарались разобрать основные причины, по которой компании попадают под выездную налоговую проверку.

Мы даже упомянули о том, как действовать, если к вам есть вопросы налоговой, чтобы не допустить разрастания проблем.

Однако наш 20-летний опыт работы в сфере налогов, учета и права очень четко говорит о необходимости проводить системную профилактику налоговых рисков и поддерживать налоговый ЗОЖ с помощью комплексного аудита.

Узнайте стоимость аудита за минуту И получите выдающиеся результаты по итогам аудитаРассчитать стоимость

Инспектор гаджет: Минэк выступил за дистанционные проверки бизнеса

Плановые проверки бизнеса могут разрешить проводить по аудио- и видеосвязи в течение всего 2021 года. Соответствующее постановление разработало Минэкономразвития (есть у «Известий»).

По мнению представителей ведомства, такой подход позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей и предотвратить распространение коронавируса. Кроме того, Минэк предлагает проводить короткий инспекционный визит вместо плановой проверки, а ее максимальный срок сократить в два раза.

Представители бизнеса поддержали инициативу: по их мнению, дистанционный контроль резко снизит и коррупционные риски.

Спасибо за визит

В конце октября Владимир Путин объявил о продлении на 2021 год моратория на плановые проверки малого бизнеса.

— Тем самым мы снижаем и административную, и налоговую нагрузку на десятки тысяч компаний, в которых заняты миллионы наших граждан, поддерживаем рабочие места и доходы людей, — заявил президент.

Читайте также:  Власти заставят платить налоги тех, кто сдает жилье в аренду посуточно

Нововведение не распространилось на средний и крупный бизнес, но для них власти также приготовили послабления в части проверок.

Так, Минэкономразвития разработало проект постановления, в котором предложило дать надзорным органам возможность проводить плановые контрольные мероприятия в дистанционном формате в течение всего 2021 года.

Предполагается, что проверять бизнес будут с помощью аудио- и видеосвязи, говорится в документе. При этом такое предписание уже вводилось ранее, в разгар пандемии, чтобы сократить очное взаимодействие контролеров и предпринимателей.

— Проверки в дистанционном формате — одна из мер, которые были предприняты в начале апреля 2020 года в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

По общему правилу, все проверки должны были проводиться дистанционно, посредством аудио и видео. Исключения допускались только по согласованию с прокуратурой, по поручению президента или правительства.

В целом, контролерам удалось проводить проверки и с учетом таких ограничений, — пояснили в Минэкономразвития.

По итогам карантина правительство признало это решение успешным, и премьер-министр Михаил Мишустин заявил о необходимости использовать его и дальше.

— Необходимые проверки переходят в дистанционный формат. И мы исходим из того, что такая практика сохранится, — заявил он, выступая с отчетом в Госдуме летом.

При этом, в отличие от весенних антиковидных мер, проект постановления не обязывает контролеров проводить только дистанционные проверки, подчеркнули в Минэкономразвития. Документ лишь дает надзорным органам такую возможность.

— Проведение проверок в дистанционном формате позволяет не тратить время контролера на дорогу, снижает административную нагрузку на бизнес, а также препятствует контактам между людьми, а значит, и распространению вирусной инфекции, — заявили в ведомстве.

Впрочем, дистанционные проверки — не единственная поблажка, предусмотренная новым проектом постановления.

После вступления в силу закона «О госконтроле» (с 1 июля 2021 года) Минэк предлагает дать возможность заменять плановые выездные проверки, которые могут идти до 20 дней, инспекционным визитом, длительность которого не превышает одного дня.

Кроме того, Минэкономразвития считает целесообразным в два раза сократить максимальный срок проведения плановой выездной проверки и ограничить его 10 днями.

В правительство проект постановления пока не поступал, заявили «Известиям» в кабмине.

Выгодно для всех

Бизнес всегда выступал за расширение практики дистанционного контроля со стороны органов исполнительной власти, отметил вице-президент РСПП по правовому регулированию и правоприменению Александр Варварин. А проект постановления дает возможность протестировать такой формат по всем видам надзора.

Главный плюс отказа от личной встречи, помимо противодействия распространению коронавируса, — снижение коррупционных рисков, отметил эксперт.

Поэтому было бы логично, чтобы правительство дало указание контрольно-надзорным органам отдавать приоритет дистанционным проверкам и приводить обоснования в случае, если они невозможны.

Например, контроль документов может быть легко проведен онлайн, в то время как изъятие продукции, проведение различных экспертиз и замеров сложно обеспечить в рамках такого формата, пояснил Александр Варварин.

Многие компании сегодня находятся на удаленном рабочем режиме, и сотрудники, которые потребуются для взаимодействия с проверяющими, смогут общаться только онлайн, категоричен генеральный директор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов. Поэтому единственно возможный в среднесрочной перспективе формат проведения контрольных мероприятий — дистанционный, уверен он.

При этом, по мнению эксперта, удаленно можно провести любые проверки, даже пожарной инспекции.

— Те предписания, которые сегодня дает пожарная охрана, связаны с доступностью путей эвакуации и запасных выходов, наличия устройств для пожаротушения и так далее. Всё это предприниматель может предоставить в формате видеоотчета вместе с план-схемой предприятия. А федеральная налоговая служба, например, уже давно проводит проверки в удаленном формате, — заявил он.

Большинство органов контроля уже частично перешли на удаленное взаимодействие с бизнесом, отметил член генерального совета «Деловой России» Виталий Арбузов.

Среди плюсов такого формата — быстрый и удобный доступ органов контроля к необходимой для проверки информации о компании, что позволяет направить сэкономленный временной ресурс в полезное для развития бизнеса русло.

Однако предпринимателям важно помнить о безопасности данных, в том числе персональных, и выбирать только защищенные каналы связи для передачи информации, предостерег эксперт.

К кому в 2019 году придут проверяющие из налоговой

Налоговые проверки 2019: правила проведения контрольных мероприятий значительно изменились.

Например, был сокращен срок камералки по НДС, уточнен порядок представление документов налоговой службе, появилось новое приложение к акту налоговой проверки, изменились критерии по отбору кандидатов на проверку и многое другое.

В этой статье мы расскажем, как должны проходить проверки в 2019 году и дадим инструкции, которые помогут их пройти в 2019 году без проблем.

Налоговики проводят контрольные мероприятия в двух основных формах.

  1. Камеральные проверки налоговой отчетности.
  2. Выездной контроль.

Отбирают на проверку не все организации. Только те из них, которые соответствуют определенным критериям. Например, у них высокая доля вычетов по налогу на добавленную стоимость или очень маленькая налоговая нагрузка.

Федеральная налоговая служба регулярно утверждает перечень организаций, которые попадают под налоговую проверку. Этот перечень устанавливают на каждый год.

По результатам проверки организацию или ее руководителя (других должностных лиц, например, бухгалтера) могут привлечь к административной или налоговой ответственности.

Проведение выездной налоговой проверки

Плановый выездной контроль производится по отношению к компаниям и предпринимателям с учётом присвоенного им уровня риска. При проведении проверки сотрудники налоговой службы анализируют следующее:

  • динамику налоговых отчислений;
  • соотношения бухгалтерской и налоговой отчётности со средними показателями по похожим предпринимателям и компаниям;
  • начисленные и оплаченные суммы налогов;
  • динамику показателей налоговой и бухгалтерской отчётности за различные периоды;
  • факторы, которые влияют на налоговую базу.

Гфс опубликовала график налоговых проверок бизнеса в 2019 году

Государственная фискальная служба (ГФС) обнародовала план-график проверок на 2019 год. Согласно документу, в наступившем году будет проведено 6944 плановых проверок. Об этом говорится на сайте ведомства.

Как и прошлогодний, план-график на 2019год состоит из четырех разделов. Сначала налоговики опубликовали лишь первые два, согласно которым они намерены провести 4946 налоговых проверок:

Раздел I. Документальные плановые проверки налогоплательщиков — юридических лиц;

Раздел II. Документальные плановые проверки финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов.

Позже были обнародованы еще два раздела:

Раздел III. Документальные плановые проверки физических лиц. Он насчитывает 1651 человек, которых в 2019 году намерены посетить с визитом представители ГФС.

Раздел IV. Документальные плановые проверки юридических лиц по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, военного сбора и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. По таким вопросам налоговики планируют провести 347 проверок.

Выездные налоговые проверки в 2019 году, список организаций

Вопреки распространенным заблуждениям, в Сводный план включают не все проверки. В соответствии с требованиями ч. 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ информацию о планируемых надзорных мероприятиях ообязаны размещать в публичном доступе такие ведомства, как:

  • Федеральный государственный пожарный надзор;
  • Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства;
  • Лицензионный контроль;
  • Государственный строительный надзор;
  • Экспортный контроль;
  • Государственный экологический надзор;
  • Государственный надзор в сфере рекламы;
  • Федеральный государственный транспортный надзор;
  • Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения;
  • Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций;
  • Региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, а также за деятельностью ЖСК, связанной со строительством многоквартирных домов;
  • Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств.

А вот проверки, планируемые Федеральной налоговой службой, в силу ч. 3.1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, останутся в тайне. Потому что размещению в открытом доступе не подлежит информация о налоговом контроле и контроле за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Также не будет информации о плановых мероприятиях по:

  • контролю за осуществлением иностранных инвестиций;
  • валютному контролю;
  • таможенному контролю;
  • контролю за соблюдением требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  • контролю за обработкой персональных данных.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *