Вправе директор школы пугать ребенка инвалида ПНИ? Как поступить родителям?

Как подготовиться к приходу в класс ребенка с особенностями здоровья и развития, «Милосердию.ru» рассказали Валентина Фролова, адвокат и консультант Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», и Има Захарова, педагог-дефектолог Центра лечебной педагогики. 

«Школа не должна отказывать ребёнку с ОВЗ в зачислении из-за отсутствия специальных условий, единственная законная причина для отказа – отсутствие свободных мест. 

Если школа принимает ребенка, которому по заключению ПМПК нужна особые условия, у руководства возникает обязанность создать эти условия», – отмечает адвокат Валентина Фролова. 

Все необходимые условия обучения детей с ОВЗ прописаны в документах.
В первую очередь это гарантируется Конституцией РФ, где установлено, что каждый имеет право на образование. Это же предусмотрено Конвенцией ООН о правах людей с инвалидностью, ратифицированной в нашей стране в 2012 году.

В «Законе об образовании в РФ» упоминается о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности и о том, что образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими учениками, так и в отдельных классах, группах или в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями написано, как выглядит программа для детей с разными нарушениями и как индивидуализируется обучение.
Конкретные условия для отдельного ученика прописываются в заключении психо-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Комиссия решает, нужна ли ребёнку адаптированная программа, тьютор, ассистент, коррекционные занятия и специальные учебники.

Три вещи, которые должен знать учитель 

Вправе директор школы пугать ребенка инвалида ПНИ? Как поступить родителям?

  1. Если у ребёнка проблемы в поведении, значит, не удовлетворены его базовые потребности. 

При некоторых особенностях здоровья ребёнок не может спокойно сидеть и слушать учителя, может вести себя слишком громко или агрессивно, ходить по классу, стучать по стулу или столу, выкрикивать какие-то фразы. В таком случае, скорее всего, не удовлетворены его базовые потребности, которые должны быть закрыты для гармоничного развития.

Таких потребностей несколько: безопасность на физическом и эмоциональном уровне, потребность быть увиденным и ценным и потребность быть эффективным. 

Без внутреннего ощущения безопасности и защищённости ученик не сможет спокойно учиться. Дети с ОВЗ быстро теряют чувство комфорта. Отсутствием безопасности для них может стать слишком большое и сложное задание, слишком активная среда, громкие звуки. Всё это вызывает защитную реакцию у ребёнка, которая часто выражается в агрессивном поведении. 

«Если я чувствую себя небезопасно, ощущаю физическую или эмоциональную угрозу, я не могу развиваться и учиться. Мне нужно чувствовать себя комфортно на телесном, эмоциональном и душевном уровне. Мне нужно знать, что если какая-то ситуация будет вызывать мою защитную реакцию, кто-то поможет мне успокоиться, будет рядом, утешит», – отмечает педагог-дефектолог  Има Захарова. 

Учиться сложно и в том случае, если человека не замечают и не ценят. Когда старшие не признают его способностей, не хвалят, ребёнок чувствует себя одиноким и брошенным. В таком случае он пытается привлекать к себе внимание с помощью плохого поведения. 

Если ребёнку не дают делать то, что ему нравится, ставят задачи, не соответствующие его возможностям и уровню развития, то не реализуется его потребность в собственной эффективности. Человек не ощущает себя компетентным, разуверяется в своих способностях, и тоже ведёт себя плохо. Такие проблемы ученика нужно попытаться нивелировать или хотя бы уменьшать. 

  1. Существуют критерии готовности ребёнка к обучению в группе. 

Это способность удерживать внимание, переключать его с одного объекта или процесса на другой, выдерживать активную среду группы. 

Эти критерии должны выполняться, чтобы ученик мог войти в класс и выстроить отношения с одноклассниками и учителем. 

Например, ребенку с расстройством аутистического спектра сложно привыкнуть к окружающей его активности, потому что он привы видеть опору в предсказуемости и спокойствии. А в классе, где особенно на переменах поднимается шум, становится тяжело, и начинаются поведенческие проблемы. 

Чтобы эти критерии выполнялись, с ребёнком нужно пройти подготовительный этап, когда с ним работают разные специалисты: нейропсихолог, дефектолог, игровые педагоги.

Этот этап перед школой – не быстрый, но необходимый. 

  1. Некоторым детям для вхождения в класс нужен сопровождающий – тьютор. 

Это указывается в заключении ПМПК. Тьютор – это опорный человек для ребёнка. Он может управлять вниманием ребёнка, говорить, куда нужно смотреть,  кого слушать, помогает ему справиться с заданиями, может вывести из класса, чтобы успокоить, если ребёнок начинает чувствовать агрессию или другие эмоции. 

Чтобы ученик чувствовал себя комфортно с тьютором, у них должны сложиться отношения. Для этого перед тем, как ребёнок пойдет в школу, ему нужно несколько раз встретиться и пообщаться с тьютором. Обычно хватает 4-8 таких встреч. 

Если в штате школы нет таких специалистов – тьюторов, ассистентов, медработников –  их нужно нанять. Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить, чтобы этот вопрос решился как можно скорее. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но вы как учитель видите в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.  

Что нужно будет сделать учителю

Вправе директор школы пугать ребенка инвалида ПНИ? Как поступить родителям?

  1. Перед приходом в школу ребёнка с ОВЗ нужно подготовить класс к этому. 

Поговорить с семьей ребёнка. Если в ваш класс приходит ученик с ОВЗ, нужно понять, насколько он готов к обучению. Важно поговорить с родителями о критериях готовности ребёнка ко входу в класс. Если он не готов, то рассказать, сколько времени займёт подготовительный период, как он выглядит, что для этого нужно. Выяснить, занимался ли ученик со специалистами, есть ли у него тьютор, или его должна предоставить школа. 

Подготовить родителей других детей в классе. Когда родители узнают, что к ним в класс придёт отличающийся от других детей ребёнок, они начинают переживать, не опасно ли это, и не научатся ли их дети каким-то негативным вещам. С родителями может говорить сам учитель, школьный психолог, завуч или директор. 

«Очень важно поговорить с родителями о том, что учитель или тьютор знают, что делают, как будут сопровождать ребёнка. Важно, чтобы родители проговорили свои страхи, а учитель или психолог их развеяли и дали понять, что ситуация под контролем. Нужно объяснить, что будет происходить, если ребёнок начнет себя агрессивно вести, если что-то пойдёт не так», – отмечает  Има Захарова.

Кроме этого, в общении с родителями важно проговорить, что у всех людей разные возможности и способности, сильные и слабые стороны, и от этого никто не становится менее ценным. Кто-то может высоко прыгать, кто-то хорошо разбирается в математике, а у другого отличная память. И у этого ребёнка тоже есть свои сильные стороны. 

Поговорить с другими учениками. У других детей в классе тоже есть переживания: они не понимают, кто к ним придёт, как себя с ним вести.

Чтобы они не испугались отличающегося от них человека, с ними обязательно нужно обсудить ситуацию: рассказать про нового ученика, кто он, откуда, чем отличается, а в чём похож.

Если у ребёнка будет сопровождающий, объяснить, для чего взрослый человек будет сидеть в классе за партой. Учителю нужно продумать, как провести первое знакомство детей с ребёнком с ОВЗ и тьютором – на перемене или на уроке. 

Учесть все требования в заключении ПМПК и обсудить их с родителями ученика. Учителю нужно понять, на какие уроки ребёнок с особенностями здоровья и развития будет приходить, какие ему нужны учебники, за какую парту его посадить.

Это стоит обсудить с родителями, потому что они лучше всех знают потребности своего ребёнка. Если у ребёнка есть тьютор, нужно продумать, как посадить их так, чтобы взрослый человек не заслонял другим ученикам доску, но при этом чтобы ребёнок не сидел далеко.

Если в заключении комиссии прописано, что ребёнку нужна индивидуальная программа, то организовать для ребёнка возможности обучения по такой программе. 

  1. Быть готовым взять на себя ответственность, когда тьютор станет ненужным. 

Вправе директор школы пугать ребенка инвалида ПНИ? Как поступить родителям?

Со временем помощь сопровождающего нужно уменьшать, чтобы ученик становился самостоятельным.

Когда он поймёт, как устроен урок, сможет выдержать все или почти все уроки, начнёт слышать инструкции и реагировать на них, тьютора можно отсаживать, а со временем и совсем убирать из образовательного процесса.

После ухода тьютора ученик начинает опираться только на отношения с учителем. При этом и вся ответственность переходит на педагога, и ему нужно следить за безопасностью и решать возникающие конфликты.

  1. Поддерживать отношения родителей ребёнка с ОВЗ с родителями других детей. 

Часто родителям особенных детей страшно входить в социум, они привыкли к критическим взглядам и непониманию. Чтобы родители такого ученика не чувствовали себя отдельно от коллектива, можно организовывать совместные поездки, встречи и праздники. Если нужно, подключать к общению психолога. 

  1. Следить за соблюдением всех специальных условий в процессе обучения ученика с ОВЗ.
  • Задача образовательной организации – сделать так, чтобы все необходимые ученику условия обучения, прописанные в заключении ПМПК, соблюдались.
  • Если же чего-то не хватает – нет ставки тьютора, нет специальных учебников, нет специалистов – логопедов, психологов, нет пандусов или других условий для комфортного доступа ученика в школу, учитель и родители вправе настаивать на том, чтобы это было создано как можно скорее.
  • От наличия всех необходимых условий зависит, сможет ли ребёнок эффективно учиться и успешно освоить программу. 
  • «Некоторые варианты адаптированных программ по ФГОС сопоставимы с общеобразовательной и дают возможность после школы продолжать обучение наравне со сверстниками, поэтому если ребёнок может учиться по более сложной программе, важно дать ему эту возможность», – рассказывает Валентина Фролова. 
  • «Главное, чтобы учитель осознавал себя активным участником процесса», – подчёркивает Фролова.  

Узнать больше о правах учителя и ученика при инклюзивном образовании в общеобразовательной школе можно на онлайн-курсе по инклюзивному образованию сервиса «Я Учитель».

Курс разработан в партнерстве с Центром лечебной педагогики «Особое детство», региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» и центром «Мастера и Маргарита».
Программа обучения и профессионального развития педагогов «Я Учитель» разработана специалистами Яндекса.

Читайте также:  Что делать, если фонд капремонта подал на вас в суд?

Она содержит материалы на актуальные темы в помощь современным учителям: бесплатные обучающие курсы, диагностику, статьи и методические материалы.

Иллюстрации Оксаны Романовой

Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Вправе директор школы пугать ребенка инвалида ПНИ? Как поступить родителям?

В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.

При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».

Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.

Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.

12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.

Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.

Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.

Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.

В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.

С изменением восприятия менялось и законодательство.

Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов.

Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?

Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования.

При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования.

Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.

Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.

В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество.

Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание.

Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.

К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.

В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.

Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.

Как убедить родителей обратиться на ПМПК?

Как убедить родителей обратиться на ПМПК?

 

          Поздно…
Страшное слово. Время упущено, назад его не вернуть, и никакие консультации,
развивающие занятия, и даже смена образовательной программы иногда не смогут
коренным образом изменить  жизнь ребёнка к лучшему.

 

Почему так
происходит? Ведь проблемы возникают не вдруг, не на пустом месте? Неужели
родители не видят трудностей, не замечают того, что  с развитием, с общением у ребёнка, мягко
говоря, не всё в порядке, и ему необходима помощь?

 

Как правило,
первыми обращают внимание на неполадки в  детском развитии педагоги,
работающие с ребёнком. Именно они пытаются оказать какую-то помощь (если
могут), направить семью к специалистам, если сами справиться с трудностями всё
же не в силах.

И вот тут-то как раз появляется тот самый камень преткновения:
родители  отказываются обращаться к кому
бы то ни было, утверждая, что с их ребёнком всё в порядке. Это в лучшем случае,
а в худшем – обвиняя всех и вся в предвзятом отношении, в нелюбви, в
профессиональной непригодности, в личной неприязни и т.д., и т.п.

И, как ни
прискорбно это звучит, либо стремление помочь ребёнку пропадает на корню
(педагоги просто, «махнув на всё рукой», оставляют семью в покое и пускают
ситуацию на самотёк).

 

 Конечно, большинство родителей прекрасно видят
такие проблемы.  Другое дело, что далеко не все хотят их замечать, говорить о них
и что-то делать для их преодоления.

  •           
    Причин этому может быть огромное множество:
  • ·        
    Кто-то  догадывается о трудностях, но не
    имеет достаточно собственных знаний и информации извне (от тех же педагогов),
    для того, чтобы обратить на них пристальное внимание.
  • ·        
    Кто-то, отлично понимая, что не всё в порядке,
    предпочитает закрывать на это глаза из-за простого нежелания признаться себе в
    том, что проблема всё же есть, и ею надо заниматься (кстати, не
    всегда  это происходит осознанно, чаще – бессознательно, просто такая
    защитная реакция).

·        
Бывает, что родители, видя проблемы ребёнка, не хотят
верить в их существование и ищут любые, даже мизерные, доказательства их
незначительности. Оно и понятно – ведь для каждого из нас своё дитя кажется
самым лучшим. 

·        
А кто-то вообще элементарно не хочет ничего делать,
прикладывать усилия, надеясь, что «само рассосётся» (потому что это требует
довольно существенных как временных, так и физических, умственных, моральных и
иногда материальных затрат).

 

Поэтому
первейшая и главнейшая задача педагогов – это показать родителям, что
определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и
мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот
шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто
невозможно.

 

Как же
педагогам сделать так, чтобы родные ребёнка, наконец поняли, что трудности его
– реальны, а не выдуманы, и вызвать у них жгучее желание в кратчайшие сроки
обратиться за помощью в ПМПК?

 

Во-первых, не стоит умалчивать о том, что вас беспокоит.

Часто случается, что педагоги не спешат рассказывать мамам и папам
воспитанников, как на самом деле у тех обстоят дела, так как не хотят их
расстраивать или думают, что родители и сами всё прекрасно
понимают.

  Поэтому, пока
не будет открытым текстом сказано, в чём именно и какие неполадки у
ребёнка, каких-либо конкретных шагов родители не сделают!

 

Для
этого следует
знакомить родителей с требованиями, предъявляемыми к уровню освоения
образовательной программой (т.е. они должны иметь чёткое представление, что
нужно освоить ребёнку).

Воочию убедиться в том, что ребёнок отстаёт в усвоении
программы, родителям помогает присутствие на некоторых занятиях.

Читайте также:  Поговорим о брачном контракте

Поняв
требования педагога, послушав ответы других детей, самостоятельно сравнив их с
тем, как отвечает собственный ребёнок, мамы и папы могут лучше увидеть
проблему.

Да, детей
нельзя сравнивать с другими. Но здесь не идёт речь о том, хуже ребёнок других
или нет. Здесь речь о том, адекватна ли программа, по которой занимается
ребёнок, его возможностям и способностям.

Конечно, очень важно сказать не
только о недостатках, но и о достоинствах ребёнка (в первую очередь – о
достоинствах!).

Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями
и, в конечном итоге, в достижении положительных результатов педагогического
сопровождения ученика.

 

                    
Во-вторых, обязательно
привлекайте родителей к обсуждению проблем ребёнка, поиску средств для их
преодоления и к оказанию непосредственной помощи ему. Если вы будете
стараться в одиночку, то велика вероятность, что ваши усилия не будут оценены
по достоинству.

Напротив, может случиться и так, что вас обвинят в
некомпетентности и непрофессионализме.  Поэтому разделяйте
ответственность с родителями, чётко
оговаривая свои и их конкретные действия по преодолению трудностей.

Здесь нелишним будет подчеркнуть, насколько заботливыми, заинтересованными,
любящими и неравнодушными они являются, и как сильно в их участии нуждается
ребёнок.

 

В-третьих, необходимо дать родителям полную
и достоверную информацию о ПМПК,
процедуре обследования  и перспективах после его прохождения.

Очень
многие мамы и папы не соглашаются обращаться в ПМПК, так как слышали от кого-то
(как правило, совершенно некомпетентного в данных вопросах), что все дети,
прошедшие такую диагностику, награждаются ярлыком «дурачок», непременно
отправляются в коррекционные школы, и получение дальнейшего образования
становится для них невозможным.

 

На самом
деле после обследования ребёнка специалисты комиссии не ставят никаких
диагнозов, а дают рекомендации о
том, какая образовательная программа будет под силу ребёнку (то есть которую он
сможет успешно освоить).

  Таких программ несколько: для детей с
задержкой психического развития, для детей с тяжёлыми нарушениями речи, для
детей с умственной отсталостью и ряд других.

После визита на ПМПК родители самостоятельно решают вопрос
о переводе своего ребёнка на обучение по рекомендованной программе либо о
продолжении обучения по прежней. Причём время принятия решения никем не ограничивается.

 

В случае
если комиссия рекомендовала программу для детей с умственной отсталостью, и
ребёнок в соответствии с этими рекомендациями закончил обучение по ней и
получил свидетельство об образовании, у него всегда есть возможность продолжить
учёбу  в учреждениях начального профессионального образования и
получить рабочую специальность. В настоящее время количество учебных заведений,
принимающих выпускников коррекционных школ, неуклонно растёт.

   

Рекомендации психолога родителям детей-инвалидов

Понятие “Ребенок-инвалид”

Каждый ребенок имеет право на особую заботу и помощь от нашего общества. Но есть дети, у которых физическое и умственное состояние требует повышенного к ним внимания. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые имеют разную степень инвалидности.

В общем случае, понятие “ребенок-инвалид” можно разделить на две категории. Одна группа детей-инвалидов — это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими

недостатками или умственно отсталые дети. Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Другая группа детей – это те, кто стали инвалидами в результате длительной болезни. Воспитание и развитие таких детей является серьезной педагогической и медицинской задачей.

Общеизвестно, чтобы успешно решать какую-либо жизненную проблему или трудную ситуацию, необходимо хорошо в ней разбираться. Поэтому родители должны знать определенные психологические рекомендации, что позволит им эффективно и стойко преодолевать жизненные трудности.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.

Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи.

Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое

стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации.

Родители впадают в отчаяние, кто-то плачет, кто-то несет боль в себе, кто-то становится агрессивным и озлобленным, родители такого ребенка могут полностью отдалиться от друзей, знакомых, часто и от родственников. Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек

  • способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
  • Это необходимо знать
  • Американский психолог Ребекка Вулис, занимающаяся проблемами брака, семьи и детей, типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев.
  • Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду.
  • Первая фаза – “шок”, характеризуется состоянием растерянности
  • родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
  • Вторая фаза – “неадекватное отношение к дефекту”, характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – “частичное осознание дефекта ребенка”, сопровождаемое чувством “хронической печали”. Это депрессивное состояние, являющееся “результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений”.

  1. Четвёртая фаза – начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
  2. К сожалению, далеко не все мамы и папы особенных детей приходят к правильному решению и обретают дальнейшую жизненную перспективу.
  3. Многие родители не могут самостоятельно придти к гармоничному

осознанию сложившейся ситуации. В результате нарушается способность семьи приспосабливаться к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не

выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут

самоизолироваться, потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей.

Но когда родственники и знакомые узнают о сильной травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой психологический стресс.

Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится как собственных чувств и эмоции, так и чувств

родителей данного ребенка. Особенно тяжело родителям супругов (бабушкам и дедушкам). Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечать сложившуюся ситуацию, что еще больше затрудняет положение родителей данного ребенка.

В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей.

Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую порой себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”.

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей

воспитания, чувство стыда за то, что “родили неполноценного малыша”, приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком с ОВЗ всегда сложна, однако есть периоды, особенно трудные в психологическом плане.

Важно!

Наиболее трудные, в психологическом плане, моменты в жизни семей, имеющих детей-инвалидов:

1.Выявление врачами факта нарушения развития ребёнка. Возникновение

страхов, неуверенности в воспитании ребенка. Переживание безысходности

ситуации.

2.Старший дошкольный возраст ребенка (5-7 лет). Предостережение родителями того, что ребенку трудно будет учиться в общеобразовательной школе.

3.Подростковый возраст ребенка (13-15 лет). Осознание ребенком своей

инвалидности приводит к трудностям в налаживании контактов со сверстниками и, особенно, с противоположным полом. Обособление семьи от общества.

4.Старший школьный возраст (15-17 лет). Трудность перед родителями в

определении  и получении профессии, и дальнейшего трудоустройства ребенка. Внутриличностный разлад в семье.

Следует отметить, что не каждая семья проходит все четыре кризиса. Некоторые семьи “останавливаются” на втором  кризисе — в случае, если ребёнок имеет очень сложную патологию развития (глубокая умственная отсталость, ДЦП в тяжёлой форме, множественные нарушения и т. д.). В этом случае ребёнок не учится совсем, и для родителей он навсегда остаётся “маленьким”.

В других семьях (например, если у ребёнка соматическое заболевание) второй кризис проходит без особых осложнений, то есть ребёнок поступает в школу и учится в ней, но позднее могут проявиться сложности других периодов (третьего и четвёртого).

Для целостного психологического понимания ситуации рассмотрим более подробно каждый кризисный период

1 период — когда родители узнают, что их ребёнок — инвалид. Это может произойти в первые часы или дни после рождения ребёнка (генетическое заболевание или врождённое качество), и тогда вместо радости родителей ожидает огромное горе от разом рухнувших надежд.

2 период – о том, что ребенок не такой, как все остальные дети, родители могут узнать в первые 3 года его жизни или на психологическом обследовании на медико-педагогической комиссии при поступлении в школу (в основном это касается отклонений в интеллектуальном плане).

Это известие для родных и близких как “удар обухом”. Родители “не замечали” явных отставаний в развитии ребенка, успокаивали себя тем, что “все обойдется”, “подрастет, поумнеет”, и вот — приговор о том, что ребенок не сможет учиться в общеобразовательной школе, а иногда и во вспомогательной.

3 период – ребенком переживается психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным созреванием костно — мышечной, сердечно – сосудистой и половой систем, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению.

У ребенка активно формируются самооценка и самосознание. В этот сложный для него период ребенок постепенно осознает, что он — не такой как все. К семейному кризису, связанному с подростковым возрастом, добавляется и кризис “середины жизни” родителей, кризис сорокалетнего возраста супругов.

По мнению детского психолога Е. Вроно, “кризис сорокалетия у взрослых людей протекает не менее остро и болезненно, чем подростковый кризис”.

К этому возрасту люди достигают определённой стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне, подводят итог своей жизни, входят в пору зрелости, происходят изменения в физиологии.

Читайте также:  Названы регионы, жители которых лучше всего и хуже всего платят по кредитам

4 период — это период юношества ребенка, когда остро встают вопросы по

формированию его дальнейшей жизни и связанных с этим вопросов получения профессии, трудоустройства, обзаведения семьей. Родители все чаще задумываются о том, что же будет с ребенком, когда их не станет.

Специалистам, работающим с такой семьей (социальные работники, педагоги психологи), необходимо знать специфику данных кризисов семьи с ребенком с ОВЗ и уметь их определять, чтобы своевременно оказать необходимую социальную и психологическую помощь.

Что же делать?

В кризисной обстановке человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник.

Однако, как мы уже отмечали, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание.

В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

  • Родителям нужно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: это возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.
  • Для того, чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее. Вам в помощь прилагается древняя притча:
  • Мудрая притча о Будде. Горчичное зерно

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретил её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ОВЗ, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость. Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

В трудных жизненных ситуациях, как минимум, всегда есть три варианта:

1.Оставить все как есть, или что-то изменить.

  1. 2.Изменить свое поведение, привычки, взгляды, установки или изменить
  2. обстоятельства, в которых возникла проблема.
  3. 3.Если нельзя изменить обстоятельства, то можно изменить отношение к
  4. обстоятельствам, то есть принять их:
  5. — как необходимую данность;
  6. — как урок, который необходимо пройти;
  7. — как катализатор внутриличностных ресурсов и возможностей;
  8. — как нечто позитивное, которое содержится в том, что пока воспринимается как негатив.
  9. Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными
  10. возможностями здоровья

1.Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

2.Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.

4.Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5.Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6.Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

7.Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования

чрезмерными.

8.Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9.Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

10.Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.

11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12.Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

перенимайте чужой.

14.Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!

15.Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить

самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!

Подготовлено психологом ОППП Марченко Ю.Н.
с использованием Интернет- ресурсов

Что должны делать родители, если ребенка травят в школе

К сожалению, детская жестокость бывает на редкость изощренной и страшной. Справляться с ней нужно именно взрослыми методами — юрист и психолог рассказывают, что делать, если ваш ребенок столкнулся с издевательствами со стороны сверстников.

Ролан Быков открыл глаза многим родителям и ученикам, сняв знаменитый фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте в главной роли. Это история девочки Лены Бессольцевой, которая постоянно терпит издевательства от одноклассников. Ребята даже проводят ритуал под названием «Распятие Чучела».

Платье Лены надевают на пугало, а потом сжигают со словами «Чучело — предатель». Только у этого фильма все-таки хороший конец.

Бессольцевы покидают город, а на классной доске ребята пишут: «Чучело, прости нас!» Сегодня подростки стали более жестокими, а буллинг (дословный перевод — травля) становится серьезной проблемой, о которой психологи уже не говорят, а кричат.

«Это в 30 лет мы легко можем посмеяться в глаза обидчику. В 14 лет все воспринимается по-другому, а кличка Буратино обижает и ранит. В моей практике был случай, когда одноклассницы довели школьницу до нервного срыва из-за большой груди девочки: говорили, что она подкладывает вату в лифчик. История закончилась сменой школы, длительной работой с психологом».

Стать жертвой травли может любой подросток. Объектом насмешек и издевательств бывает не только застенчивый ботаник, но и активный ученик, борец за справедливость.

«Всегда объявляют бойкот тем, кто выделяется из толпы, — продолжает психолог. — Издеваться будут не только над девочкой из бедной семьи, которая носит старое мамино пальто и не пользуется дезодорантом, но и над необычно одетой школьницей с розовыми волосами и серьгой в носу. Устраивают темную любимчикам учителей, ябедам, но в то же время не любят честных и талантливых».

С агрессорами сложнее.

«Монстров могут воспитать родители, которые привыкли унижать и наказывать детей, — считает психолог. — Часто буллером становится тот, кто в семье является жертвой и терпит издевательства от старших.

Агрессорами могут стать подростки-одиночки, обделенные вниманием со стороны взрослых. Ребенок чувствует себя никому не нужным, накапливаются обида и злость, которые он потом вымещает на других детях».

По мнению психолога, схема любого издевательства схожа и проста.

«Агрессору прежде всего важна реакция жертвы, — рассуждает психолог. — Нельзя показать свою силу над теми, кто вас не боится и не замечает. Но не всегда у ребенка есть силы для борьбы и игнорирования тирана. Без помощи взрослых не обойтись».

Законная борьба

Если речь идет о буллинге, то всегда подразумевается травля в школе.

«Давайте разберемся, какая существует юридическая ответственность за издевательства подростка над своим сверстником, — комментирует юрист, специалист по семейному праву Ирина Волкова. — Понятно, что с 16 лет перед законом придется отвечать по-взрослому.

Часто агрессорами становятся те, кому 14 и меньше. С 14 лет наступает личная ответственность подростка лишь по некоторым пунктам Уголовного кодекса. А вот когда ребенку еще не исполнилось 14 лет, то всю ответственность за действия детей несут родители».

Если отец и мать хулигана явно не справляются со своими обязанностями, их можно привлечь по статье «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

Но для обращения в суд нужно иметь хорошую доказательную базу: скриншоты всех переписок с угрозами (желательно их заверить у нотариуса), показания свидетелей, справки о побоях, фото испорченных личных вещей. Хорошо, если есть диктофонная запись.

Учтите: записывающее устройство должно быть отечественного производства.

Все-таки юрист советует постараться избежать судебных разбирательств, потому что в реальности единственная мера наказания для несовершеннолетнего — это выплата родителями штрафов (100–200 тысяч рублей) и постановка на учет в комнату полиции трудного подростка.

«Прежде чем бежать к адвокатам, постарайтесь воздействовать на малолетнего тирана через школу, — продолжает юрист. — Начинайте с разговора с классным руководителем. Если он не реагирует, пишите жалобу директору школы».

  • Если реакции нет и от директора, пишите сразу три заявления:
  • — в комиссию по делам несовершеннолетних, которая находится в управах района;
  • — в совет школы;
  • — инспектору по делам несовершеннолетних.
  • Если и эти инстанции проигнорируют ваше обращение, тогда подавайте заявления уже выше: в прокуратуру, департамент образования, уполномоченному по правам ребенка.

«Желательно об инциденте рассказать в СМИ, чтобы привлечь общественность. Самое главное — вы должны всегда быть рядом с ребенком», — добавляет Ирина Волкова.

Реальный опыт

Рабочий кейс описала у себя на страничке в «Фейсбуке» одна из мам, над чьим ребенком издевались одноклассники при полном попустительстве со стороны учителей — те делали вид, что ничего не происходит. Наталья Цымбаленко собрала все доказательства безобразий, происходящих в школе, какие только могла.

Сперва поговорила с классной руководительницей и родителями обидчиков. Это ни к чему не привело, кроме как к серии оскорблений, но к этому мама была готова. Затем написала заявления с требованием разобраться в ситуации на имя директора школы.

Составила копии — одну отправила на адрес председателя Управляющего совета школы, другую отнесла в Управу своего района в Комиссию по делам несовершеннолетних.

«Записала номера входящих документов», — уточняет Наталья.

Затем она написала пост в соцсетях. Родители обидчиков сына Натальи по-прежнему отказывались идти на контакт: «Встретимся в суде!» Но в этот момент в школе зашевелились.

«Сперва председатель управляющего совета задал мне очевидный вопрос: „А вы не хотите забрать своего сына?“ Я честно запретила даже предлагать мне такие советы — этот кейс мы разберем с сыном до конца, а со школой еще и памятку напишем на тему буллинга. Процесс пошел», — пишет Наталья.

В школу пришла инспекция по делам несовершеннолетних. Были разговоры и с детьми, и с родителями особо агрессивных школьников. Одного особо отличившегося поставили на учет. Перед мамой и ее сыном извинились.

Наталья признает: было непросто. Ее сыну было очень страшно, тем более что поначалу агрессия в его адрес усилилась, были серьезные угрозы.

«Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А еще я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа (встречи, разговоры), тем больше класс понимал, что это все всерьез.

И успокоился», — говорит отчаянная мама. И резюмирует: «Ни один буллинг, ни одна травля не закончится, пока в нее не вмешаются взрослые, третьи силы. Пока травящие не поймут и не выхватят ответственности по полной.

Поэтому подключайте школу, департамент образования, полицию, прокуратуру».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *