Работодатель и авторские права его работника

Если ваш бизнес строится на творческой работе сотрудников, нужно выкупать исключительные права. Звучит как серьёзная сделка с ворохом бумаг, но на деле условие о выкупе просто вписывают в трудовой договор. Рассказываем, как это сделать правильно.

Наши источники:

???????? Часть 4 Гражданского кодекса про интеллектуальную собственность,

???? Постановление Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10.

Что будет, если исключительное право не забрать

Делая творческую работу, сотрудник становится автором её итога. Штатный разработчик написал код — он навсегда его автор. Итог работы закон называет произведением и относит к нему фото, видео, рисунок, текст, программу, музыку. Полный список — в ст. 1225 ГК РФ.

Автор имеет право использовать произведение. А ещё продать или разрешить пользоваться за деньги. То есть продавать программу по лицензии изначально может только разработчик. Это называется исключительным правом — ст. 1229 ГК РФ.

Чтобы работодатель мог зарабатывать на произведении, у работника выкупают исключительное право. Какой именно пункт проверить в договоре с работником, расскажем ниже. А пока, вот три сценария, когда предприниматель теряет деньги, потому что не купил права.

Сотрудник сам заработает на произведении

Разработчик запустит продажу программы по лицензии и станет вашим конкурентом. Иллюстратор продаст рисунки другому заказчику, и ваш продукт потеряет уникальность.

Дизайнер оформит в вашем фирменном стиле личный сайт и переманит покупателей. Неважно, что работник каждый месяц получал зарплату, а работодатель оплатил графический редактор для создания логотипа.

Если исключительные права не выкуплены, не поможет даже суд.

Вот грустный пример про ошибку работодателя.

Штатный разработчик написал программу для переписки врачей с пациентами Medsenger. Потом уволился и программу унёс с собой. Дальше открыл фирму вместе с двумя коллегами, зарегистрировал программу в Роспатенте и начал продажи.

Работодатель пошёл в суд. Он требовал запрет продажи и компенсацию в 5 000 000 ₽. Программисту он платил зарплату, значит, права выкупил. А готовый продукт получился благодаря всему штату фирмы. Например, название придумал продакт-менеджер. 

Но выяснился нюанс, которого хватило, чтобы работодатель проиграл суд. По трудовому договору разработчика брали на создание электронных медкарт, про другие программы речи не было. Формально мессенджер он создал не на работе. Поэтому исключительных прав у работодателя нет.

Дело № А40-202764/2018 

Работодатель не получит компенсацию за украденное произведение

За скопированные фото и программы без лицензии с нарушителя можно спросить от 10 000 до 5 000 000 ₽ по ст. 1301 ГК РФ. Размер компенсации определяет суд — она зависит от ценности произведения. Но в суде спросят: покажите документ, где сказано о покупке прав на произведение? Если окажется, что фирма не купила права, в компенсации откажут. 

Представим, что программа Medsenger из предыдущего примера осталась у работодателя. Он успешно зарабатывает на ней. Но выясняется, что программу скопировали конкуренты и теперь тоже неплохо зарабатывают.

Правообладатель оригинальной программы идёт в суд. Просит 5 000 000 ₽ и запрет на торговлю. Но опять всплывает факт, что права не выкуплены. Правообладатель остаётся без компенсации. А вот конкурент без проблем дальше торгует подделкой.

Статья: как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Сотрудник спросит компенсацию с вас

Компенсацию может потребовать и работник. Он автор, и исключительные права никому не продавал. Зарплата не в счёт — это уже говорили. Ещё у сотрудника появится суперспособность запретить вам зарабатывать на произведении.

Если бы программа Medsenger осталась у работодателя, штатные программисты могли отсудить те же 5 000 000 ₽ и запретить дистрибуцию.

Как забрать исключительное право у работника

Произведение штатного работника считается служебным по ст. 1295 ГК РФ. 

Выкуп прав на служебное произведение

Хорошая новость в том, что исключительные права работника автоматом переходят работодателю, даже если в трудовом договоре ни слова об этом. Плюс автор соглашается на обнародование: публикацию фотографий на сайте, передачу дизайна заказчику.

  • Главное, чтобы произведение было итогом трудовых обязанностей. Обязанности работника должны быть прописаны в одном из документов:
  • — трудовом договоре,
  • — должностной инструкции,
  • — техзадании на конкретный проект.

Если программист напишет статью «Как продать новый мессенджер», это не станет служебным произведением. Пусть даже статью он писал в рабочее время в офисе. Права на статью выкупать придётся отдельно, зарплатой не отделаться. Это позиция Верховного суда из п. 104 Постановления от 23.04.2019 № 10.

❗ Но если в трудовом договоре написано, что исключительные права не переходят, так оно и будет. Поэтому исправьте формулировки, особенно если творческая работа ваших сотрудников стоит дорого. С новыми работниками заключайте договоры с нужными условиями. Со старыми подпишите допсоглашения к трудовым договорам.

Формулировки для трудового договора

Для надёжности можно прямо указать в трудовом договоре, что работодатель получает исключительные права работника, а работник — вознаграждение за них. 

Условие о покупке прав по трудовому договору выглядят примерно так:

Работодатель и авторские права его работника

А об оплате так:

Работодатель и авторские права его работника

Передача прав по акту

Для ещё большей подстраховки передачу исключительных оформляют актом. С актом работнику труднее доказать, что программу или фотосет он не продавал.

Образец акта приёма исключительных прав

Три года, чтобы воспользоваться выкупленным произведением

У работодателя есть три года, чтобы начать использовать служебное произведение. Иначе исключительные права вернутся автору. К примеру, если работодатель так и не запустил в продажу ткань с картинками, через три года права снова у штатного художника. Теперь он может продать рисунок снова, хотя уже получил зарплату и авторский гонорар.

Статья актуальна на 28.01.2021

Вопрос юристу. Авторские права сотрудника и работодателя

Работодатель и авторские права его работника

Что такое служебное произведение?

Согласно ст. 6 Закона РФ от 09.07.

93 №5351-I «Об авторском праве и смежных правах» (далее— Закон об авторском праве), авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на не обнародованные произведения, существующие в какойлибо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);
  • объемно-пространственной (скульптура,модель,макет, сооружение и т.д.);
  • в других формах.

Служебным произведением считается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (ст. 14 Закона об авторском праве).

Кто будет являться автором служебного произведения?

По общему правилу, авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания принадлежит автору служебного произведения (п. 1бcт. 14 Закона об авторском праве).

Какие права возникают у работника (автора) и работодателя на служебное произведение?

В мире существует две основные концепции применительно к авторскому праву на служебное произведение.

Первая характерна для стран, придерживающихся традиций континентального права.Суть подхода заключается в том, что первоначальное обладание авторскими правами принадлежит автору. То есть за автором сохраняются личные неимущественные права. Но все имущественные права принадлежат работодателю.

Вторая концепция основана на традициях англосаксонского права. Модель copyright характерна, прежде всего, для таких стран,как США и Великобритания.

Согласно этой концепции «в случае, если творческая деятельность осуществляется на основании трудового соглашения или заказа,то работодатель считается автором после приобретения первоначального правообладания на copyright, если не оговорено иное».

Таким образом, в данной модели и имущественные, и неимущественные права на служебное произведения, принадлежат работодателю.

Закон об авторском праве предусматривает первый вариант, т.е. сохраняет за автором служебного произведения весь комплекс личных неимущественных прав, а имущественные права на произведение закрепляет за работодателем. Согласно п. 4 ст.

14, это положение не распространяется на созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания.

Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора) (п. 1 ст. 15 Закона об авторском праве).

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, который может осуществлять или разрешать следующие действия:

  • воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
  • распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
  • импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
  • публично показывать произведение (право на публичный показ);
  • публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
  • сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • переводить произведение (право на перевод);
  •  переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку) (п. 2 ст. 16 Закона об авторском праве).

Как оформляются отношения между работодателем и работником при создании служебного произведения?

Читайте также:  Почему кредиторы повышают проценты по кредиту?

В соответствии с п. 2б ст.

14 Закона об авторском праве, исключительные права на использование служебного произведения будут принадлежать работодателю только в том случае, если данные правоотношения предусмотрены договором с работником (автором). При приеме на работу между работодателем и работником заключается трудовой договор, а также издается соответствующий приказ и вносится запись в трудовую книжку работника.

Отношения между автором и работодателем регламентируются условиями трудового договора и/или должностной инструкцией. Заключения какого-либо отдельного авторского договора закон не требует. Это существенная особенность правового режима служебных произведений, т.к.

в остальных случаях авторское право может быть передано только на основании авторского договора, к содержанию которого закон предъявляет особые требования.

Если задание по созданию служебного произведения является разовым, не относящимся к постоянной деятельности работника, то его можно оформить приказом с приложением— детальным описанием задания.

Работник должен быть ознакомлен с возложенными на него обязанностями — об этом будет свидетельствовать его подпись в трудовом договоре, а также расписка в ознакомлении с приказом или должностной инструкцией.

При формулировании задания необходимо указать, какую именно деятельность работодатель поручает работнику и что должно стать ее результатом. Следует отметить, что авторское имущественное право состоит из различных правомочий, которые могут передаваться и самостоятельно.

Поэтому в трудовом договоре может быть определен тот объем прав, который необходим работодателю. Авторское вознаграждение — это отдельный вид выплат наряду с заработной платой; п. 2б ст.

14 Закона об авторском праве устанавливает только то, что размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливается договором.

Илья Сергеевич ФЕДОРОВ юрист Московской коллегии адвокатов «Легис Групп» (Москва)

Образование: Московский инженерно-физический институт (технический университет), факультет «Информационная безопасность», специальность «Юриспруденция», специализация «Государственноправовая». Специализируется на правовом сопровождении вопросов информационной безопасности, интеллектуальной собственности, коммерческой тайны.

Опыт работы: в МКА «Легис Групп» — юридические консультации по телефону и через интернет. Помощник адвоката. Имеет опыт работы в области трудового, семейного права, а также в области защиты прав потребителей.

Московская коллегия адвокатов «Легис Групп» имеет значительный опыт работы в арбитражных судах и судах общей юрисдикции: в сфере недвижимости, в корпоративных спорах, в спорах с государственными органами и муниципальными образованиями, правовой защите от уголовного, налогового преследования граждан и организаций.

В числе клиентов «Легис Групп» — российские и иностранные инвестиционные, транспортные, телекоммуникационные компании, предприятия нефтяной и газовой отрасли, теплоснабжающие предприятия и др.

Сотрудник написал программу: кому принадлежат права — Право на vc.ru

По следам нашумевшей истории о Rambler vs nginx. Статья для тех, на кого работают программисты и люди любых других творческих профессий, а также для самих творческих работников.

Давайте разберемся, кому принадлежит ПО, написанное на работе, и какие действия нужны от работодателя, чтобы права на программу были закреплены за компанией.

Нанять программиста и платить ему зарплату недостаточно, чтобы компания получила права на ПО. Нужно обложиться бумагами и следовать определенной процедуре.

Если работодатель этого не делает, он сидит на бомбе замедленного действия. Стоит вспомнить, как сотрудник отсудил 23 млн у бывшего работодателя за использование своей разработки.

А теперь обо всем по порядку.

Любой результат творческого труда — объект интеллектуальной собственности. В том числе программный код. Это значит, что его защищает закон, а на использование нужно разрешение автора. Специальной регистрации прав не требуется. Написали код, права возникли автоматически.

Есть нюанс. Код должен быть оригинален и создан творческим трудом. Об этом можно подробнее почитать в статье про контент.

По умолчанию ничего не меняется. Автор обладает полным объемом прав на разработанное программное обеспечение.

Вы не ослышались. Сотрудник пишет код для компании за служебным компьютером в рабочее время, получает зарплату, пользуется всеми благами офиса и при этом остается правообладателем ПО. Звучит странно, но это так.

Чтобы права на ПО перешли компании, должны быть соблюдены следующие критерии:

  • Писать код — обязанность сотрудника.
  • Софт разработан по заданию работодателя.
  • Сотрудник получил авторское вознаграждение.

Остановимся на каждом подробнее.

Это значит, что функциональность по разработке ПО должна быть прямо указана в трудовом договоре или должностной инструкции. Иначе написанный код принадлежит работнику и только ему.

С одной стороны, это логично. Предположим, сейлзу надоело вбивать реквизиты клиентов в шаблон договора, и он написал бота на Python, который сам подставляет данные компании в документ.

На такое ПО у работодателя никаких прав, даже если сейлз писал его в рабочее время за служебным компьютером и на благо компании.

Беда с настоящими программистами, которые разрабатывают сore-продукт. Во многих компаниях используют шаблоны трудовых договоров из интернета, в которых меняется только название должности и зарплата.

В таких шаблонах обязанности сотрудника дублируют пункты Трудового кодекса, а значит, там нет ни слова о разработке ПО. С точки зрения закона такие программисты ничем не отличаются от сейлзов или бухгалтеров. Ни у тех ни у других не прописана обязанность создавать ПО.

Как следствие, все, что написано сотрудником за несколько лет работы, — его собственность. Если компания захочет её использовать, нужно заключать с программистом лицензионный договор.

Можно возразить: «У сотрудника ведь должность «программист»! Чем, вы думаете, он должен заниматься?» Это понятный житейский аргумент.

К сожалению, в мире юриспруденции он не имеет значения. Суд ответит: «Я не знаю, что он должен был делать. Может, вы его для НЛП нанимали. Мое дело опираться на факты, а не в угадайку играть».

Допустим, трудовой договор составлен правильно, в нем прописана обязанность писать код. Но как понять, что именно эта программа или ее часть была написана конкретным сотрудником?

Ответ прост. Должно быть составлено служебное задание, в котором указывается, какого результата должен достичь программист. Грубо говоря, это ТЗ на разработку ПО. После выполнения такого задания сотрудник отчитывается об этом и передает результат своего труда по акту.

Обратите внимание! Служебное задание и акт в понимании закона — бумаги, на которых стоят подписи работодателя и сотрудника. Сообщения в Telegram, устные указания начальства — всё это не работает, нужны бумаги.

Возникает вопрос: «Это что, по каждому сотруднику и по каждой задаче нужны задания и акты? А если у меня таких сотрудников 10, 50, 100?»

Ответ неутешительный. По закону надо делать так, как написано выше, иначе рискуете остаться без прав на ПО. Но процедуру можно упростить.

Как правило, управление разработкой происходит в специальных системах (Jira, Trello). Можно зафиксировать во внутренних документах юридическую значимость заданий, формируемых в электронном виде в таких системах.

Четко пропишите момент создания задания, процесс определения исполнителя, момент завершения работы и порядок передачи ее результатов. В таком случае вы снизите риски.

Но следите за стройностью информации в системах. Задачи должны быть четкие, понятные, исполнителей легко отследить, все действия логируются. Это ваш спасательный круг.

Момент легкого недоумения. Разработчик уже получает зарплату за то, что пишет код, ему еще что-то надо платить?

По закону получается, что так. Авторский гонорар — отдельная от заработной платы выплата. Размер вознаграждения за разработку ПО законом не установлен, но он зафиксирован для случаев создания служебного изобретения.

  1. За создание изобретения: разовая премия 30% от зарплаты.
  2. За дальнейшее использование изобретения: плюс одна зарплата в год, а если изобретение кому-то продано, то 10–15% от суммы сделки. Увольнение сотрудника не влияет на обязанность платить процент от продаж.

На практике часто встречал работодателей, которые указывают в договоре фиксированную небольшую сумму (например, 500 рублей), которую сотрудник получает ежемесячно вместе с зарплатой в качестве авторского гонорара.

Это работает, но есть риски. Сотрудник может в любой момент заявить, что вознаграждение необоснованно занижено, и потребовать больше, ссылаясь на аналогию со служебными изобретениями.

По умолчанию права на все ПО, которое сотрудник написал на работе, принадлежат только ему. Компания может стать обладателем таких прав, но для этого нужно заморочиться.

Грамотный трудовой договор с описанием функциональности по разработке, соблюдение правил оформления служебных заданий, выплата авторского вознаграждения, — вот рецепт успешного использования программ, разработанных сотрудниками.

Пока рано делать какие-то выводы. На мой взгляд, все будет зависеть от двух факторов:

  1. Является ли программа служебным результатом интеллектуальной собственности. Или, иначе говоря, насколько грамотно были оформлены документы с Сысоевым. Подписывал ли он служебные задания, акты, получал ли авторское вознаграждение.
  2. Насколько nginx похож на то, что было разработано в Rambler. Дело в том, что ПО охраняется законом как литературное произведение, то есть защищен только код, а не функциональность. Если программа выполняет те же функции, но код существенно отличается, о нарушении говорить не приходится.
Читайте также:  Как банки незаконно навязывают страховку? 3 способа

#делоnginx #по #разработка #авторскиеправа

Служебные произведения: кому они принадлежат — новости Право.ру

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Журналисты, программисты, юристы – все они могут создать «служебное произведение» на работе. Но кому достанутся права на них, зависит от правильного оформления трудовых отношений. Работодатель может попросить работника подписать все необходимые документы, и тогда правообладателем будет он. Но и у сотрудника такая возможность тоже есть. Вместе с экспертами по интеллектуальной собственности рассказываем, как правильно оформлять документы для таких ситуаций, какие из них помогут в суде и какая существует практика по подобным спорам.

Когда речь идет о создании работниками произведений, кажется, что подразумеваются творческие профессии – дизайнер, художник, копирайтер или фотограф. А по факту сделать это может любой работник, деятельность которого так или иначе связана с продвижением бренда или развитием бизнеса. «Даже мы, юристы, выступая с презентациями, ми или интервью, также создаем такие охраняемые объекты», – отмечает Екатерина Тиллинг, руководитель практики интеллектуальной собственности в России юридической фирмы Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании
.

Но в какой момент произведение становится именно «служебным», и все ли, что сделал работник, является таковым? Это полностью зависит от того, как стороны оформили свои отношения.

Ключ к успеху – правильное оформление документов

В Гражданском кодексе есть отдельная статья 1295, которая регулирует подобные случаи. Согласно этой норме, для того, чтобы произведение носило характер служебного, необходимо одновременное наличие двух неотъемлемых условий.

Во-первых, трудовых отношений между автором произведения – то есть работником – и компанией. Во-вторых, такая деятельность должна четко входить в трудовые обязанности работника.

«Недостаточно включить в договор абстрактную формулировку «в обязанности работника входит создание произведений» или «права на все созданные работником произведения принадлежат работодателю», – объясняет Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности АБ Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании

Обязанности должны быть конкретными. Например, для программиста – «писать код» или «разрабатывать программы», а для копирайтера – «писать тексты на заданную тему». 

Либо в самом трудовом договоре с работником, либо в должностной инструкции работника должны быть прописаны соответствующие «творческие» трудовые обязанности, подтверждает Евгений Комолов, ведущий юрист Федеральный рейтинг.

группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании
.

Это необходимо, чтобы созданное произведение могли квалифицировать именно как результат выполнения таких обязанностей. Надо указать перечнем, какие именно объекты может создать сотрудник, советует Александра Акимова, руководитель практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.

группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 9место По количеству юристов 16место По выручке 20место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
.

Не только трудовой договор

Еще одним полезным доказательством порой становится служебное задание. В нем стороны вправе предусмотреть, какой именно разработкой займется сотрудник. Этот документ не является обязательным и не устанавливает статус произведения как служебного, отмечает Алексейчук. Альтернативой выступят сведения из системы трекинга задач или системы учета рабочего времени, добавляет эксперт.

Практика «Смешарики» и сюрпризы от КС: в клубе Замятнина обсудили «интеллектуалку»

Акимова подтверждает, что служебные задания бывают полезны. И не обязательно составлять такие документы для каждого из сотрудников, а просто направлять им электронные уведомления по почте или в рабочем мессенджере. Это следует закрепить в положении о служебном произведении и ознакомить с ним работников, на которых оно распространяется.

«Самый главный и важный момент» по версии Акимовой – фиксация актом передачи исключительных прав на служебное произведение от работника к работодателю. «Важно закрепить, какой именно объект передается, а еще подробно описать характеристики, которые позволят идентифицировать его», – объясняет юрист.

Важность документального оформления каждого этапа создания служебного произведения подтверждает и судебная практика. Дело № А40-202764/2018 касалось разработки мобильного приложения для телемедицины.

Суд по интеллектуальным правам выяснил, что между работодателем и работником был заключен трудовой договор, однако в трудовых обязанностях не было прописано создание программного обеспечения, не было служебного или технического задания, актов приема-передачи и отдельного вознаграждения за служебные произведения.

На этом основании суды пришли к выводу о том, что права на приложение принадлежат работнику, а не компании.

Еще одно дело, в котором работодатель не смог доказать «служебность» произведения – № А40-202764/2018. ООО «Телепат», компания бывших работников «Амедико», разработала программное обеспечение, схожее с теми, что применялись на их предыдущей работе.

Но работодатель не смог доказать факт создания спорного продукта именно в то время, когда действовали трудовые отношения между истцом и его бывшими работниками.

Истцу не хватило целого ряда документов, о важности которых говорят эксперты – служебного задания, актов приемки-передачи, актов учета рабочего времени сотрудников.

Самодеятельность работника

Без наличия двух обязательных условий – трудовых отношений и служебных обязанностей – исключительное право на произведение останется за работником. Даже тот факт, что автор использовал материалы и оборудование работодателя, не поможет доказать «служебность» произведения. Не имеет значения даже то, что сотрудник создал его в рабочее время.

Если работник создал произведение, но ни в договоре, ни в каких-либо иных документах не указали, что этот процесс входил в его должностные обязанности, то его правообладателем, вероятнее всего, посчитают работника.

Ирина Шурмина, старший юрист практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.

группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры)

Если работник хочет сохранить исключительные права за собой, не лишним будет подписать несколько документов. Юрист Федеральный рейтинг.

группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства
Вера Зотова советует прямо предусмотреть в трудовом соглашении, что создание произведений при определенных условиях не считается его трудовой обязанностью.

«В таком случае работодатель сможет использовать его лишь на основании отдельного соглашения с работником, например, на условиях лицензии – и только при выплате ему вознаграждения», – объясняет эксперт.

Зотова также рекомендует фиксировать все детали работы: в какое время создавалось произведение и какие ресурсы использовались. Тогда у работника будут юридические основания предъявить иски к работодателю, а доказать свое авторство и отсутствие прав у другой стороны станет проще.

  • В то же время в рамках дела № А40-256611/2017 СИП призвал отойти от квалификации по формальным признакам, связанным только с установлением объема трудовых обязанностей работника. Во внимание могут быть приняты и другие обстоятельства:
  • ✔ Соотношение деятельности, осуществляемой работодателем, со сферой, в которой создан соответствующий объект;✔ Пределы трудовых обязанностей работника;✔ Место выполнения работ;✔ Источник оборудования и средств, используемых для их создания;✔ Возможность осуществления работодателем контроля за работой, в рамках которой создано произведение;✔ Цель создания;✔ Последующее поведение работника и работодателя;
  • ✔ Составляемые ими в процессе трудовой деятельности работника документы, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о разработке объектов в порядке исполнения трудовых обязанностей.

«Правило трех лет»

На документальном оформлении трудовых отношений трудности не заканчиваются. Работодателю всегда нужно помнить о «правиле трех лет», прописанном все в той же ст. 1295 ГК. 

Читайте также:  Как будут зарабатывать коллекторы на банкротстве физлиц?

Если компания в течение трехлетнего срока никак не использует произведение и вообще не проявит к нему интереса – исключительные права вернутся к автору. 

«Проявить интерес» можно разными способами. Самый очевидный – начать пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Или распорядиться правом – и передать его другому лицу. Если разработка не нужна здесь и сейчас, то стоит хотя бы сообщить автору о сохранении произведения в тайне, тем самым «забронировав» его, советует Комолов.

А как там с деньгами?

В ст. 1295 ГК есть еще одно положение, направленное на защиту прав автора-работника: норма о денежном вознаграждении.

Часто работодатели включали авторское вознаграждение в состав заработной платы или премии, рассказывает Зотова. Но в 2020 году Верховный суд поставил точку в этом вопросе.

В деле № 78-КГ20-1 судьи «гражданской» коллегии определили: награда автору произведения носит гражданско-правовой характер, а не трудовой, поэтому не может рассматриваться как часть зарплаты.

Условие трудового договора о том, что «вознаграждение автора учтено при определении зарплаты», нельзя считать соглашением о порядке выплаты за служебный результат интеллектуальной деятельности, объясняет Комолов.

Практика «Интеллектуалка» и ее проблемы: мимикрия, сложная практика и слабые законы

Если работодатель не платит вознаграждение, работник может взыскать его в судебном порядке. Размер суммы определит суд, такое правило прописано в ГК.

При этом важно помнить: переход права от автора к работодателю не зависит от факта такой выплаты.

Если эта процедура была правильно оформлена документами, а спор между сторонами остался лишь о деньгах – значит, в суде будут спорить только о них.

«Кроме того, иногда суд может истолковать невыплату вознаграждения как косвенное доказательство того, что произведение не создавали в рамках трудовых обязанностей, особенно если другим работникам его перечисляли», – объясняет Алексейчук.

  • Интеллектуальная собственность

Служебные произведения и авторское вознаграждение: что нужно знать каждому работодателю — Сфера

Сотрудник одного фотоагентства сделал ряд снимков. Работодатель начал их использовать, однако через некоторое время узнал, что некое третье лицо также использует эти фотографии без его согласия.

Работодатель обращается в суд с иском о незаконном использовании объекта интеллектуальной собственности.

Как ему доказать, что права на сделанные фотографии принадлежат именно ему? Показать документы, подтверждающие, что произведения созданы в качестве служебных и исключительные права принадлежат работодателю.

Служебное произведение – это произведение литературы, науки и искусства, созданное работником в пределах выполнения своих трудовых обязанностей. Права на такие служебные произведения принадлежат работодателю. Здесь самым главным критерием является именно факт служебности произведения.

«На этом суды акцентируют свое внимание. Когда мы видим любые споры, связанные со служебными произведениями, суды в первую очередь устанавливают, входило ли то или иное произведение в трудовые обязанности работника или нет.

Для этого суд изучает трудовые договоры, должностные инструкции, приказы о формировании групп о выполнении той или иной работы – все документы, которые могут подтвердить, что работник выполнял то или иное задание в рамках своих трудовых обязанностей», – говорит руководитель практики Интеллектуальной собственности юридической фирмы Capital Legal Services Елена Бергер.

В период пандемии также остро встал вопрос о том, какие дополнительные документы нужны для удаленной работы. На удаленке сложно контролировать и понимать, что конкретно делает сотрудник.

Самый действенный способ обмена сообщениями – электронная почта.

При этом на данный момент трудовое законодательство никак не подтверждает, что такой способ коммуникации является для суда надлежащим, если впоследствии работник будет оспаривать права на свое произведение. 

«Поэтому мы рекомендуем вводить внутреннее положение, в котором устанавливается порядок работы сотрудников, работающих из дома, и что обмен электронными сообщениями в корпоративной почте является надлежащим. Также надо указать адрес конкретной почты сотрудника и адрес, с которого ему отправляются задания.

И в данном случае работодатель должен направлять такие задания. Очень важно, чтобы впоследствии он смог принести переписку, из которой будет следовать, какие конкретно произведения создавал работник из дома удаленно.

Иначе он может попасть в ситуацию, когда сотрудник будет выполнять свою работу, но потом скажет, что делал это в свое свободное время, и такой результат работы не является служебным», – предупреждает Елена Бергер.

Сама по себе трудовая обязанность указывается в общем виде. Однако судебная практика показывает, что в качестве доказательства очень помогают документы не только общего характера, но и частного.

«Например, у нас есть работник, который создает программы для ЭВМ.

Дальше мы видим приказы работодателя, с которыми работник ознакомлен, о том, что он был уведомлен и на него была наложена обязанность по разработке определенной программы», – поясняет юрист.  

Также особенно важно, отмечает она, отдельно прописывать каждое задание в период удаленной работы.

Как зафиксировать права на служебное произведение?

Закрепить трудовые обязанности следует либо в трудовом договоре, либо в должностной инструкции. При этом с последней надо обязательно ознакомить сотрудников под подпись.

В судебной практике есть дела, когда работник подписал только трудовой договор, в котором стояла ссылка на некую должностную инструкцию.

Даже если работодатель принесет ту самую инструкцию, без подписи для суда это будет недостаточным доказательством.  

После того как работник создал произведение, в соответствии с законодательством он обязан предоставить его по распоряжению работодателя. Каким образом работник должен это сделать, законодатель не уточняет.

Так что лучше отдельно это прописывать во внутренних документах в период соглашения трудового договора.

При этом способ предоставления произведения может быть любой: ежедневное отправление отчетов, раз в месяц, только по факту окончания работы.

После того, как работодатель получил в свое распоряжении служебное произведение, у него есть три года, чтобы совершить одно из следующих действий: использовать его, произвести отчуждение прав, сохранить произведение в тайне. В случае последнего необходимо уведомить работника, что работодатель имеет право на сохранение произведения в тайне. С этого момента регулирование вопроса о защите такого произведения переходит в плоскость ноу-хау.

«Есть только три года. Именно поэтому важно закрепить порядок предоставления работником созданного произведения. Если он его не предоставил или предоставил таким образом, что работодатель не знал о созданном произведении, то он может пропустить трехгодичный срок.

А если работодатель не совершил ни одного из надлежащих действий за три года, то исключительные права на произведение возвращаются обратно работнику.

У работодателя остается право использования таких произведений на основании простой неисключительной возмездной лицензии», – поясняет Елена Бергер.

Как оплачивается служебное произведение?

Как только работодатель совершил действия по использованию произведения для извлечения какой-либо прибыли, у работника появляется право на авторское вознаграждение.

Суды всегда точно и четко трактуют, что авторское вознаграждение является выплатой гражданско-правового характера за использование произведения. То есть зарплата выплачивается за выполнение трудовых обязанностей, за процесс создания.

Когда же работодатель принимает решение использовать произведение, он должен выплатить авторское вознаграждение. Причем эта обязанность не прекращается, если работодатель произвел отчуждение прав.

«Как определить размер авторского вознаграждения? Размер, порядок, условия выплаты определяются соглашением между работником и работодателем. В случае недостижения такого соглашения, спор разрешается в суде.

Договоренность об этом может быть закреплена где угодно: сам трудовой договор, соглашение к нему, отдельное соглашение гражданско-правового характера, внутренние локальные акты, раздел бонусной политики.

В любом случае работник должен не просто быть ознакомлен с такими документами, но и выразить свое согласие», – говорит юристка.

У многих работодателей возникает вопрос о том, как расторжение трудовых отношений влияет на выплату авторского вознаграждения. Однако эти вопросы никак друг с другом не связаны. «Вознаграждение зависит от того, о чем договорились работник и работодатель.

Если договор был о постоянных выплатах в течение десяти лет, то работодатель будет обязан выплачивать авторское вознаграждение в течение этого времени, не зависимо от сохранения трудовых отношений.

Если же платеж фиксированный, то работодатель будет считаться выполнившим свою обязанность после выплаты такого фиксированного платежа», – объясняет Елена Бергер.

Подробнее о том, как минимизировать риски при взаимодействии с работниками, создающими результаты интеллектуальной деятельности, – в лекции Елены Бергер «Служебные произведения и выплаты авторского вознаграждения».

Источник изображения: pikisuperstar — www.freepik.com

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *