К чему готовиться владельцам самостроев после принятия закона о их сносе?

В Балашихе на этой неделе снесли очередной самострой — четырехэтажный дом, который был возведен в начале 2010-х без разрешения на строительство. Здание было жилым — собственник устроил там общежитие для мигрантов.

Легализовать его не удалось, и второго шанса на жизнь он не получил. По всей России стоит тысячи таких самостроев, многие из них с виду абсолютно благополучны, в них живут люди, однако в любой момент здания могут быть уничтожены.

Что с ними делать — разбирались «Известия».

С признаками самовольности

О сносе дома № 26 в балашихинском микрорайоне Салтыковка сообщило Главное управление региональной безопасности Московской области. Демонтаж четырехэтажного здания провели на средства местного бюджета по решению суда от 2016 года.

Оно было построено в начале 2010-х годов с многочисленными нарушениями: не было разрешения на строительство, а расстояние от границы земельного участка до построек составляло менее трех метров, что нарушало градостроительные нормы.

В частной постройке собственник устроил общежитие гостиничного типа, там жили мигранты, а местные жители жаловались на мусор, антисанитарию и канализационные стоки, вытекающие со двора. Владелец здания пытался обжаловать решение о сносе, но безуспешно. Теперь потраченные на это деньги будут взыскивать с него через суд.

Главное управление государственного строительного надзора Московской области сообщило «Известиям», что с начала 2020 года было выявлено 538 объектов самовольного строительства, из них жилых — 105. С начала года снесено 79 объектов.

Полномочия по выявлению объектов самовольного строительства у властей Московской области, как и у других регионов, появились с августа 2018 года.

Главгосстройнадзор проводит специальные рейды — за каждым инспектором закрепляется определенная территория, на объектах «с признаками самовольности» проводится проверка.

Поводом для этого могут стать и обращения граждан, юридических лиц, информация от должностных лиц, органов местного самоуправления, из СМИ.

— Уже на протяжении нескольких лет Главгосстройнадзор использует для выявления самовольно возведенных построек квадрокоптеры, — сообщили в ведомстве. — С помощью дронов инспекторам удается обнаружить самострои в труднодоступных местах.

В мобильном сервисе «Подмосковные стройки» на базе приложения «Добродел» также появилась новая функция: жители региона теперь самостоятельно могут определить, является ли тот или иной объект самовольно возведенным, оставить обращение. Программа основана на принципе «дополненной реальности»: на объект наводится камера смартфона — если информации по нему не появляется, значит, есть повод для проверки.

Проблема из 2000-х

Московская область по количеству жилых самостроев не является безусловным лидером: гораздо больше их в южных регионах России, в том числе в Ростовской области, Краснодарском крае и Крыму, в Якутии.

Глава Всероссийского центра национальной строительной политики (ВЦНСП) Александр Моор отмечает: в стране не менее 50 тыс. жилых зданий, построенных самовольно.

В том же Краснодарском крае, замечает он, ежегодный прирост объектов самовольного строительства — больше тысячи, это при том, что на какие-то объекты местные власти, считает Моор, просто «закрывают глаза».

По его словам, проблема самостроя — из 2000-х годов. На землях, предназначенных под индивидуальное жилое строительство (ИЖС), стали возводить многоквартирные дома самовольно, потому что нельзя было на ИЖС строить большие здания. Эксперт отмечает, что, по сути, это была своего рода реновация, которая пользовалась спросом.

— Что сделал бизнес? Он подстроился под рынок. А муниципалитеты, понимая, что это незаконно, как бы сняли с себя ответственность: если суд признает потом право собственности за объектом, то мы возражать и не будем, — пояснил он в беседе с «Известиями».

И это работало до тех пор, пока в процессе не появилась коррупция. А она появилась почти сразу: надзорные органы стали приходить к застройщикам, обнаруживать нарушения и зарабатывать на этом. По словам главы ВЦНСП, речь идет о теневых триллионах рублей, которые прошли через бизнес самовольного строительства.

Адвокат по самострою Роман Медников отметил, что до 2013–2014 года была схема, по которой на многоквартирные дома получали права собственности.

— Многоквартирные дома вводили в эксплуатацию через заявление о пользовании жилым помещением, потом жильцы якобы перессоривались, шли в суд, узаконивая право собственности части объекта недвижимости, который впоследствии становился квартирой, — рассказал он «Известиям». — А в 2013–2014 годах Верховный суд сломал эту практику, заявив, что делать так нельзя.

Член президиума правления «Опоры России», председатель комитета «Опоры России» по строительству Дмитрий Котровский замечает, что нельзя в появлении самостроев обвинять только бизнес — виноваты все.

— Любой строительный проект, который появляется в муниципалитете, невозможно скрыть от контрольно-надзорных органов, — заявил он.

— Когда деньги от покупателей шли застройщику, я думаю, какой-то расчетный счет всё равно предоставлялся этим несчастным покупателям, которые приобретали эти странные объекты без юридических оснований.

Кто-то за этим должен был смотреть. Государство имело основания для проверок.

При этом, замечает Котровский, дома эти могут быть совершенно разные — есть надстроенные гаражи в Сочи, и есть абсолютно благополучные здания, по которым проведены все экспертизы, соответствующие строительным нормам. Но и те, и другие, по идее, должны быть снесены.

Теперь по всей стране есть самострои, в которых живут люди — и их дома, по идее, могут снести. Однако закон 2018 года дал регионам право легализовать их.

— Есть регионы, которые идут навстречу жителям таких домов, а Краснодарский край категорически не хочет разбираться: сносят дома, людей выгоняют на улицу — и всё, — говорит Моор. — Сейчас мне прислали: в Сочи сносят очередной дом, единственное жилье людей. Но нужно признавать ошибки, законодательно устранить возможность появления новых объектов, а те, которые можно спасти — нужно спасти.

Разовая амнистия

Реестр самостроев сейчас составляет ВЦНСП. В списке, который опубликован на сайте, всего 1137 домов, с учетом заявок, пришедших в Центр — около 5 тыс.

— Нельзя просто принимать заявки, их надо рассматривать внимательно, — говорит Моор. — У нас есть заявки, где под видом жилого самостроя пытаются представить коммерческие объекты, здания, в которых не живут люди, и так далее. Наша задача — не все самострои легализовать, а помочь тем людям, которые могут остаться на улице.

По его словам, реестр готовится, чтобы представить масштаб проблемы — и уже затем принимать решение, что делать дальше. Эксперт полагает, что проблему можно было бы решить по аналогии с гаражной амнистией: выявить конкретное число объектов жилого самостроя, которые могли бы быть легализованы, а затем провести разовую амнистию этих объектов.

— Кроме того, нужно повысить ответственность муниципальных чиновников за появление нового самостроя. Сейчас никакой ответственности они не несут, поэтому и коррупционные риски в этой части растут, — заявил Моор.

Он подчеркивает, что «не надо бояться принимать амнистию и бояться, что будут появляться новые объекты самостроя».

В то же время эксперт ОНФ Павел Склянчук считает, что об амнистии в этом вопросе говорить сложно.

— Гаражная и дачная амнистия — это упразднение документов для ввода в эксплуатацию, а самострой — это проблема неполученного разрешения на строительство, — сказал он «Известиям». — Поэтому нужно говорить не об амнистии, а о переписи незаконного жилищного строительства и создании федеральной комиссии по ликвидации самостроя.

Депутат Госдумы Павел Фадеев также отмечает, что нельзя легализовывать все подряд самострои.

— Ситуации совершенно разные могут быть, — сказал он «Известиям». — Где-то самострой совершенно непригоден для жилья, где-то построен с большими нарушениями.

Но если здание построено по всем нормам и угроз для жизни граждан не представляет, то, в принципе, ничего плохого в этом нет, чтобы этот объект легализовать. Здесь нет одного решения — это комплексный вопрос.

И в 2018 году мы дали право субъектам попытаться начать эту историю решать.

При этом признает: в том законе не были прописаны все нюансы, поэтому муниципалитетам не хватало инструментов для легализации самостроев.

— И нужно либо более детально прописывать всё, либо отдельный документ о самострое должен быть, потому что проблема действительно есть, — говорит он.

«Все уже отсидели»

Моор уверен, что сейчас новых самостроев появиться практически нигде не может: «Столько людей пострадало, что начинать новое строительство на ИЖС —​​​​​​​ это абсолютная глупость».

— Сейчас любой застройщик понимает, что если раньше он договаривался с администрацией кулуарно, то теперь чиновники не могут дать гарантий, — заявил он. — Это очень большой риск, о котором все знают.

Я не вижу, чтобы такие новые объекты появлялись. Они есть, но там, где застройщики поддерживаются администрацией, где у них есть гарантии, которые тщательно скрываются. Массово такой ситуации не происходит.

Он отмечает: если суд признает здание объектом самовольного строительства и выносит решение о его сносе — то автоматически возбуждается уголовное дело: там живут люди, а значит, есть потерпевшие.

Читайте также:  Раздел квартиры между наследниками.кому положено больше?

— Как правило, эти застройщики давно уже кто отсидел, кто находится в местах лишения свободы, кто заплатил штраф, — отметил он. — Дом признан самостроем, застройщик наказан — и всё, дом стоит, люди в нем живут. У нас есть самострои, в которых люди живут по 15 лет.

Они платят коммунальные услуги, но живут в доме, по которому есть решение о сносе. Приставы не могут его снести, потому что это единственное жилье у людей. В суд подать нельзя —​​​​​​​ суды уже все прошли, приставы закрыть исполнительный лист не могут.

И никто не понимает, что делать.

Котровский также отмечает, что новый самострой может появиться, только если совпадут три составляющие: есть свободный земельный участок, есть предприниматель, который не боится последствий, и при этом отсутствует контроль.

— Ситуация с самостроем произошла только потому, что у государства не хватало ресурсов, чтобы отслеживать подобные вещи, —​​​​​​​ заметил он.

Самострой по-новому: Госдума уточнит, что под снос и кто компенсирует

  • Москва, 1 ноября 2017, 12:26 — REGNUM Законопроект, направленный на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием строений самовольными постройками, правительство РФ внесло в Госдуму, передает корреспондент ИА REGNUM1 ноября.
  • Во избежание отнесения к самовольной постройке «легально» возведенных объектов предлагается уточнить понятие самовольной постройки.
  • Так, к самовольным постройкам предлагается относить здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых согласований, разрешений и (или) с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, исключительно в случае, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
  • При этом для защиты прав и законных интересов добросовестных застройщиков законопроектом из числа самовольных построек исключаются здание, сооружение или другое строение, возведенные с нарушением установленных ограничений по использованию земельного участка, если постройки возведены на основании необходимых для этого согласований или разрешений или в соответствии с ними, или собственник данного объекта не знал и не мог или не обязан был знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
  • «В отношении значительного числа зон с особыми условиями использования территории отсутствовал публичный доступ к сведениям о таких зонах, их границах, ограничениях в использовании земельных участков в таких зонах», — отмечают в правительстве.

Так как большая часть самовольных построек являются таковыми из-за несоответствия требованиям застройки, законопроектом предлагается ввести механизм приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Так, приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями планируется осуществлять в порядке, установленном для реконструкции объектов капитального строительства.

Такое решение в случае несоответствия постройки установленным параметрам принимается судом.

Органом местного самоуправления такое решение может быть принято в случае, если постройка создана или возведена на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительство на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории, при условии, что режим указанной зоны не допускает строительство такого объекта, либо в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия указанного разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.

  1. «То есть каждый объект оценивается индивидуально, и при возможности приведения его в соответствие с установленными требованиями, и органом местного самоуправления принимается указанное решение, а не решение о сносе», — указали авторы.
  2. Для исключения субъективизма и злоупотреблений на практике при принятии органом местного самоуправления решений о сносе самовольной постройки законопроектом конкретизируются случаи принятия таких решений.
  3. Действующая редакция статьи 222 Гражданского кодекса позволяет органам местного самоуправления принимать решения о сносе самовольной постройки практически неограниченно — в случае создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
  4. В результате на практике получила распространение ситуация, когда балансодержатели линейных объектов требуют от граждан сноса зданий, которые являются для них единственным жильем, обеспокоены в правительстве.

Законопроект уточняет случаи принятия указанных решений, предусматриваются в качестве оснований только безусловные признаки самовольной постройки: отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, отсутствие разрешения на строительство, если законодательством на дату начала создания постройки предусмотрена необходимость наличия таких документов. Одновременно признаки конкретизируются: вид разрешенного использования земельного участка не допускает строительства соответствующих объектов и такой земельный участок расположен в границах территории общего пользования или в границах зоны с особыми условиями использования территории, режим которой не допускает такого строительства.

Кроме того, законопроектом также существенно сокращен перечень случаев принятия органами местного самоуправления решений о сносе самовольных построек, поскольку предусмотрен запрет принятия таких решений в отношении объектов недвижимого имущества, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом, либо в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки.

Кроме того, законопроектом предусматривается, что применительно к объекту индивидуального жилищного строительства или возведенному на садовом земельном участке жилому дому, садовому дому решение о сносе самовольной постройки или о ее приведении в соответствии с установленными требованиями принимается только судом. Вводятся ограничения на признание самовольными постройками указанных объектов, права на которые зарегистрированы до 1 марта 2018 г.

Также законопроектом устанавливается запрет принятия органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до даты вступления в силу Земельного кодекса РФ (в случае, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок) или Градостроительного кодекса РФ (в случае, если основанием принятия решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). В таком случае принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке.

Предусматривается возложение обязанности по сносу самовольной постройки на правообладателя земельного участка при отсутствии у органа, принявшего соответствующее решение, информации о лице, осуществившем самовольную постройку, что корреспондируется с обязанностями правообладателя земельного участка (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

  • Также вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц — приобретателей зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.
  • Согласно позиции Конституционного суда РФ, государство в лице уполномоченных законом органов и должностных лиц, действующих при осуществлении процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра, подтверждает тем самым законность совершения сделки по отчуждению объекта недвижимости.
  • Проверка же соблюдения закона при совершении предшествующих сделок с недвижимым имуществом со стороны приобретателя этого имущества — в отличие от государства в лице органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — зачастую существенно затруднена или невозможна, указали в правительстве.

В этой связи законопроектом предусматривается выплата за счет казны Российской Федерации однократной компенсации за утрату права собственности на здание, сооружение, другое строение в выше указанном случае, а также компенсация лицам или органом, за счет которых был произведен снос самовольной постройки, расходов на такой снос. Порядок выплаты компенсации предлагается урегулировать федеральным законом от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Читайте развитие сюжета: В Госдуме намерены минимизировать снос самостроя

Принят закон о сносе и реконструкции жилья

  • 23 декабря 2020 года на пленарном заседании Государственной Думы в третьем чтении был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий».
  • Федеральный закон направлен на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья.
  • Законом вводится новый единый механизм комплексного развития территорий (КРТ), взамен ранее предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации отдельных механизмов развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий.

На практике отдельное применение каждого из этих механизмов зачастую оказывалось невозможным, так как они распространялись на разные виды объектов и взаимно исключали друг друга.

Поскольку реальная городская застройка, как правило, является смешанной, становилось невозможно в чистом виде использовать тот или иной режим редевелопмента. Это, в свою очередь, приводило к дроблению территорий на несколько частей и снижению инвестиционной привлекательности строительных проектов.

  1. Создание единого механизма КРТ призвано решить указанную проблему.
  2. В рамках нового механизма выделяются следующие виды КРТ:
  3. · КРТ жилой застройки, в границы которого могут входить только многоквартирные дома;
  4. · КРТ нежилой застройки, в границы которого могут вовлекаться различные объекты, кроме многоквартирных домов, жилых домов блокированной застройки, объектов ИЖС, садовых домов;
  5. · КРТ незастроенной территории;
  6. · КРТ по инициативе правообладателей.
Читайте также:  Как правильно подарить квартиру?

Важно, что в границы КРТ жилой и нежилой застройки помимо основных объектов, прямо названных в законе, могут включаться и иные объекты. Перечень таких объектов законом не ограничивается, но они должны располагаться в границах того же элемента планировочной структуры – квартала или микрорайона.

Данная новелла крайне важна, поскольку большинство развиваемых территорий имеют смешанную застройку, которую в целом сложно отнести к тому или иному типу развития. Во избежание дробления территорий новый закон предусмотрел возможность объединять объекты различного типа в границах одного проекта КРТ.

  • Таким образом, создание единого механизма КРТ позволит более гибко подходить к развитию различных территорий, в том числе имеющих смешанную застройку.
  • В границы КРТ жилой застройки принятый закон разрешил включать многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также иные многоквартирные дома, соответствующие критериям, определенным субъектами РФ.
  • Эти критерии не будут определяться произвольно. Согласно принятому закону они должны учитывать следующие требования:
  • · физический износ основных конструктивных элементов многоквартирного дома (крыша, стены, фундамент) превышает определенное субъектом РФ значение;
  • · стоимость капитального ремонта многоквартирных домов в расчете на один квадратный метр общей площади превышает стоимость, определенную субъектом РФ;
  • · многоквартирные дома построены в период индустриального домостроения, определенный субъектом РФ, по типовым проектам;
  • · многоквартирные дома находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • · в многоквартирных домах отсутствуют централизованные системы инженерно-технического обеспечения, определенные субъектом РФ.
  • Таким образом, в границы КРТ будут включаться только «проблемные» дома, требующие принятия мер по расселению жителей во избежание доведения таких домов до аварийного состояния в ближайшем будущем, в том числе дома, капитальный ремонт которых экономически нецелесообразен.
  • Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс Российской Федерации, собственникам жилых помещений в таких многоквартирных домах, взамен освобождаемых ими жилых помещений предоставляется возмещение, определяемое исходя из рыночной стоимости освобождаемого имущества и возникших убытков.
  • По заявлению собственника жилого помещения ему предоставляется взамен освобождаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Нанимателю жилого помещения взамен освобождаемого им жилого помещения предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма, общая площадь, жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше общей площади, жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а при наличии его письменного заявления другое жилое помещение может быть предоставлено ему на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
  • Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрено право собственников жилых помещений, нанимателей жилых помещений на получение так называемого равнозначного жилого помещения – то есть помещения:
  • · жилая площадь которого и количество комнат в котором не меньше жилой площади освобождаемого жилого помещения и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь которого – превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
  • · которое соответствует стандартам, установленным нормативным правовым актом субъекта РФ;
  • · которое находится в многоквартирном доме, расположенном в том же поселении, городском округе, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в границы территории жилой застройки, подлежащей КРТ.

Согласно переходным положениям закона ранее заключенные договоры развития застроенных территорий, комплексного развития территорий, комплексного освоения территорий сохраняют свое действие. Их исполнение, изменение и расторжение будет происходить по «старым» правилам, без учета внесенных изменений.

Необходимо отметить, что Национальное объединение строителей принимало активное участие в обсуждении проекта принятого закона. Так, неоднократно высказывался в поддержку данного проекта Президент НОСТРОЙ Антон Глушков.

  1. Национальным объединением в адрес Государственной Думы и Минстроя России направлялись концептуальные предложения по совершенствованию текста проекта, многие из которых были учтены при его доработке ко второму чтению, в частности:
  2. · исключено правило, согласно которому объекты, разрешенные к включению в границы КРТ, должны занимать не менее 50% площади территории КРТ;
  3. · исключены положения, лишающие органы местного самоуправления полномочий по принятию решений о КРТ;
  4. · разрешено проводить для отбора инвестора как аукционы, так и конкурсы;
  5. · ограничен круг нарушений договора КРТ инвестором, которые дают уполномоченному органу право на односторонний отказ от договора.
  6. Принятый Федеральный закон вступит в силу с момента его официального опубликования.

Как оформить самострой в собственность в 2021

Зачастую граждане, владеющие земельными участками, считают, что раз надел находится в их собственности, значит на нем можно строить любую недвижимость. Однако это совсем не так.

В данной статье мы подробно разберем вопрос к чему может привести такое суждение и как можно предотвратить его негативные последствия. Итак, в вашей собственности находится земельный участок, на котором вы хотите построить, например, жилой дом.

По закону, каждый гражданин должен перед началом строительства уведомить орган местного самоуправления о таковых намерениях, а по окончании, известить о завершении строительства все ту же администрацию, приложив технический план на возведенный объект.

Вот этот момент нельзя пропустить. Построить недвижимость и поставить в известность государственные органы необходимо, чтобы постройку не признали самостроем.

Согласно ГК РФ ст. 222 самовольной постройкой будет считаться не только та недвижимость, которая построена при отсутствии разрешительной документации на строительство, но и постройка, возведённая с нарушением градостроительных и строительных норм. Если недвижимость признана самостроем, то ее не поставят на кадастровый учет и не зарегистрируют право собственности на нее.

Какие объекты считаются самостроем

Самовольной постройкой в 2021 году считают ту, которая:

  1. Построена на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке.Земля должна находится в собственности или распоряжении лиц на основании иных правоустанавливающих документов (договор аренды, договор купли-продажи, договор бессрочного пользования, право пожизненного наследуемого владения).
  2. Построена на земле, на которой запрещено строительство конкретного вида объекта, т.е. не позволяет вид разрешенного использования.
  3. Возведена без получения согласований и (или) разрешений на строительство от местных органов власти.
  4. Имеет нарушения градостроительных норм, правил при строительстве, пожарной безопасности и т.д.

Как оформить самострой

Если недвижимость имеет «статус» самострой и находится в собственности или принадлежит кому-то на праве собственности, то государство сначала даст время на устранение нарушений (к примеру, уменьшить площадь постройки).

За установленный срок необходимо устранить нарушения, иначе уполномоченным органом будет выдано предписание о сносе.

Когда постройка не зарегистрирована, то оформить ее в соответствии с требованиями закона можно двумя основными способами — в административном или судебном порядке.

Первый способ – узаконить самострой в административном порядке 

Процедура легализации через администрацию оформляется «задним числом».

  • Для начала в администрацию следует подать уведомление о начале строительства с описанием параметров постройки (высота, этажность, площадь и т.д.).
  • Если на уведомление не получено возражений, необходимо заключить с кадастровым инженером договор на выполнение технического плана.
  • Далее в администрацию направляется формальное уведомление о завершении строительства вместе с техпланом.

При отсутствии нарушений местный орган власти отправит вам уведомление о соответствии построенного объекта градостроительным нормам и передаст документы в Росреестр. Но сразу следует сказать, что получить отказ от исполнительного органа можно на любом этапе из вышеперечисленных.

Данный способ подходит тем, кто построил недвижимость на землях ИЖС или ЛПХ. Для СНТ действует «дачная амнистия», которая дает возможность оформить жилой дом без уведомления о строительстве. Зарегистрировать свои права в упрощенном порядке можно до 1 марта 2021 года.

 

Второй способ — узаконить самовольную постройку через суд

Основанием для передачи дела в суд является отказ органов местного самоуправления в оформлении самовольной постройки.

В суде будет назначена обязательная судебная экспертиза, которая подтвердит капитальность здания, соответствие его требованиям ГОСТов и СНиПов и т.п.

Но можно заказать самим независимую строительную экспертизу до подачи иска в суд, чтобы узнать заранее о наличии нарушений и исправить их. Иногда суду достаточно заключения досудебной экспертизы и потребности в судебной не будет.

Когда у вас на руках уже будет отказ от государственного органа, технический паспорт на объект капитального строительства (ОКС), выписка из ЕГРН на земельный участок, то дальше следует грамотно составить исковое заявлении, в котором вы должны учесть, что:

  • земельный участок должен быть в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;
  • постройка должна соответствовать категории земли и виду разрешенного использования (ВРИ);
  • подтверждения, что конкретная постройка не нарушает права третьих лиц (соседей) (соблюдены нормы отступа при строительстве и т.д.).
  • следует указать причины обращения в суд, т.е. изложить причину самовольного строительства или основания отказа в разрешении на строительство.
Читайте также:  Почему внесудебное банкротство подойдет не каждому?

Пусть оба способа являются не быстрыми, но, если вам важна постройка и в дальнейшем вы планируете совершать различные сделки с ней, то стоит запастись терпением. При наличии адекватно обоснованных причин, по которым был возведен самострой, суд обычно выносит решение в пользу истца.

Штрафы за самовольную постройку 2021

КоАП РФ установил денежные взыскания за строительство недвижимого имущества без разрешительной документации

  • Для граждан от 2 000 до 5 000 рублей
  • Для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей
  • Для юридических лиц от 500 000 до 1 000 000 рублей

При оформлении самостроя штрафных санкций не избежать, их в любом случае придется выплатить, но только последствия могут быть и более глобальными. Дальнейшее развитие событий —ликвидация недвижимости. Во избежание подобных последствий, а также в целях легитимного использования и эксплуатации объекта недвижимости, настоятельно рекомендуем озадачиться вопросом легализации самостроя.

Вс объяснил, когда можно пересмотреть решение о сносе строения в охранной зоне

Верховный суд РФ подготовил обзор судебной практики, касающийся особенностей споров про судьбе строений, расположенных в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

  • Высшая инстанция, в частности, разъяснила, какие дома не подлежат сносу, какие решения о ликвидации построек необходимо пересмотреть и как отличить самостройку от законного объекта.
  • Презумпция защиты добросовестности 
  • «Решение суда о сносе строения, расположенного в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, принятое до 4 августа 2018 года, может быть пересмотрено по новым обстоятельствам в соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 392 ГПК РФ, пунктом 6 части 3 статьи 311 АПК РФ, если при его вынесении не устанавливались обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием осведомленности собственника такого строения о существовании ограничений в использовании земельного участка, либо установлено, что он не знал и не мог знать о наличии данных ограничений», — разъясняет ВС.
  • Он приводит в пример разбирательство, когда суд отказал в пересмотре по новым обстоятельствам решения о сносе жилого строения, посчитав, что мотивом явилось возведение дома в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода. 
  • «При этом суд первой инстанции не проверял, является ли жилой дом самовольной постройкой в соответствии со статьей 222 ГК РФ, а исходил только из того, что в нарушение части 6 статьи 28, части 4 статьи 32 Закона о газоснабжении строение возведено в пределах зоны минимальных расстояний до газопровода, относящегося к производственным объектам I класса опасности, без получения предварительного согласия эксплуатирующей организации», — указывает высшая инстанция.
  • В обзоре отмечается, что ВС отменил определения судов первой и апелляционной инстанций, напомнив, что к новым обстоятельствам относится установление или изменение федеральным законом оснований для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой, послуживших основанием для принятия судебного акта о сносе самовольной постройки (введен Законом №340-ФЗ).

«Вступившим в законную силу решением районного суда удовлетворены требования общества к гражданину о сносе строения. При этом на момент рассмотрения дела осведомленность лица о наличии определенных ограничений в отношении его земельного участка правового значения не имела.

В редакции статьи 222 ГК РФ, введенной в действие с 4 августа 2018 года, закреплена презумпция защиты добросовестного создателя объекта: в силу абзаца второго пункта 1 статьи 222 ГК РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Статья 222 ГК РФ на момент принятия судом решения о сносе строения такую возможность не предусматривала, в связи с чем неосведомленность лица о наличии определенных ограничений в отношении земельного участка не могла исключать признание постройки самовольной. С 4 августа 2018 года изменились именно основания для признания здания, сооружения или другого строения самовольной постройкой», — поясняет ВС.

Он подчеркивает, что, таким образом, по делам о сносе построек, расположенных в пределах зоны с особыми условиями использования территории, в том числе в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, с 4 августа 2018 года необходимо устанавливать, знал ли и мог ли знать собственник постройки о существовании ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

«В случае осведомленности ответчика возведенная постройка может быть признана самовольной согласно правилам статьи 222 ГК РФ, не предусматривающей возмещение убытков лицу, осуществившему постройку. Если он не знал и не мог знать о действии соответствующих ограничений, то постройка может быть снесена, но не как самовольная и только с соответствующим предварительным возмещением.

  1. Учитывая, что в настоящее время федеральным законом изменены основания для признания объекта самовольной постройкой, то к юридически значимым обстоятельствам для разрешения вопроса о том, является ли спорный объект самовольной постройкой, отнесено выяснение обстоятельств, знал ли и мог ли знать гражданин о наличии соответствующих ограничений в отношении земельного участка.
  2. В связи с введением в действие Законом №340-ФЗ пункта 6 части 4 статьи 392 ГПК РФ право на пересмотр судебных постановлений, вынесенных до введения нового правового регулирования, получили собственники строений, подлежащих сносу на основании ранее вынесенных судебных решений», — указывает ВС. 
  3. Главные позиции ВС
  4. Всего ВС в 24-страничном обзоре обозначил 13 позиций по спорам такого рода:
  5. — установление границ и правового режима зоны с особыми условиями использования территории до утверждения Правительством Российской Федерации на основании статьи 106 ЗК РФ соответствующего положения осуществляется с учетом переходных норм Закона No342-ФЗ в порядке, действовавшем до дня его официального опубликования;

— определение территории, входящей в границы минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, до установления этой зоны в порядке, установленном статьей 106 ЗК РФ, осуществляется с учетом положений СНиП 2.05.06-85*;

  • — до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 ЗК РФ строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией – собственником трубопровода или уполномоченной им организацией;
  • — не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны;
  • — уполномоченный орган не вправе отказать в присвоении адреса зданию, сооружению по тому основанию, что оно находится на земельном участке, расположенном в границах минимальных расстояний до магистрального газопровода;
  • — объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат;
  • — не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, в случаях, установленных частью 39 статьи 26 Закона №342-ФЗ;
  • — не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если возможно приведение этих объектов в соответствие с ограничениями использования участка;
  • — снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения;
  • — в случае сноса на основании решения суда, принятого до 4 августа 2018 года, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, возведенного в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, лицо, которое не знало и не могло знать о действии соответствующих ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, имеет право на возмещение убытков собственником такого трубопровода или органом государственной власти, органом местного самоуправления за счет соответствующей казны;
  • — убытки, причиненные сносом постройки, возведенной в охранной зоне трубопровода или в границах минимальных расстояний магистрального или промышленного трубопровода на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства до разделения публичной власти на муниципальную и государственную, возмещаются органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти в равных долях, если иное распределение бремени имущественной ответственности между ними не установлено федеральными законами;
  • — оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *