ФНС запустила досудебный порядок обжалования действий арбитражных управляющих

         ФНС запустила досудебный порядок обжалования действий арбитражных управляющих    

             С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.

             Необходимость досудебного оспаривания

             Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления.

С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

             Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации.

И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно.

Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

  •              Досудебному обжалованию подлежат:
  • — решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • — акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

             Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

             Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

             С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

             Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

  1.              Процедура досудебного оспаривания
  2.              Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):
  3. — руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);
  4. — вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

             Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

             При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

             В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

             Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

             Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.

1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.

             Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

             Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа.

Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

  •              Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы
  •              Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:
  • 1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
  • 2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • 3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
  • 4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  • 5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).

             Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

             Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).

             Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

  1.              По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  2. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  3. 2) отменяет решение полностью или частично;
  4. 3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

             При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

             Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

  •              Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):
  • — истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;
  • — наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
  • — ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • — жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • — ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • — жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
Читайте также:  Из-за долга по кредиту меня задержали в аэропорту

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

             Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

             Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

              Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

Обжалование решения налоговой инспекции (ИФНС) в суде (по актам налоговых проверок)

17 августа 2020 в 12:12

ФНС запустила досудебный порядок обжалования действий арбитражных управляющих

С налоговыми проверками в своей деятельности сталкиваются все налогоплательщики. В конце любой проверки всегда составляется акт.

Если вы с ним по какой-то причине не согласны, оспорить вы его не сможете, так как он не затрагивает прав и обязанностей налогоплательщиков. (Определение КС РФ от 27.05.2010 года №766-О-О).

Но вы можете предоставить свои возражения на этот акт. Поговорим про обжалование решения налоговой инспекции (налогового органа) в суде.

Если вы считаете, что вынесенное решение ущемляет ваши интересы, у вас есть право его обжаловать. Но до подачи заявления в арбитражный суд обязательно обратитесь с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

У вас выездная налоговая проверка

  • Конечно, лучше привлечь квалифицированного юриста с момента получения уведомления о проверке.
  • Что может сделать юрист в процессе проверки?
  • Помочь правильно ответить на запросы и требования налоговиков, фиксировать допущенные ими процессуальные нарушения, сопровождать работников налогоплательщика на допросах.
  • Если акт проверки уже вам вручен, то юрист поможет предоставить письменные возражения на акт, собрать доказательства отсутствия налогового правонарушения.

Если юрист не привлекался раньше, обязательно обратитесь за квалифицированной правовой помощью на этапе оспаривания решений налоговой инспекции.

С помощью юриста вы сможете составить жалобу в вышестоящий налоговый орган и в суд, опровергнуть доводы налоговиков, подобрать подходящую судебную практику. Обжалование решения налоговой инспекции — тот самый случай, когда лучше довериться юристу (специалисту по арбитражным спорам и налоговому праву).

Налоговые споры очень сложные и требуют определенной квалификации от юриста. Адвокат укажет суду на все нарушения, допущенные налоговым органом при проведении отдельных мероприятий в ходе проверки (например, при выемке, экспертизе). Это поможет признать часть доказательств налоговиков недопустимыми.

Вы получили акт проверки. Что делать?

Не позже пяти дней с момента составления акта выездной налоговой проверки он вручается налогоплательщику.

У вас есть один месяц, чтобы предоставить свои письменные возражения.

Надо ли это делать?С одной стороны, после получения ваших возражений налоговики могут провести дополнительные мероприятия налогового контроля и составит дополнительный акт.

Но если вы уверены в своей правоте и готовы отстаивать ее в суде, то возражения предоставлять нужно. Ваши аргументы могут учесть при вынесении решения.

Составляем возражение на акт налогового органа

В возражениях стоит указывать самые существенные аргументы.Как писать возражения на акт проверки

В возражении обязательно укажите:

  • наименование ИФНС, адрес,
  • наименование, контакты, ИНН проверяемого лица,
  • дату и номер акта,
  • изложите ваше несогласие с позицией налоговиков,
  • обязательно ссылайтесь на законы и иные правовые акты, разъяснения Минфина и Федеральной налоговой службы, судебную практику,
  • перечислите все документы, прикладываемые к возражениям.

Как направить возражения в ИФНС?

Возражения подписывает руководитель или представитель по доверенности. Не забудьте эту доверенность приложить, иначе возражения не рассмотрят.

Возражения можно отнеси лично или направить по почте.

Внимание! Если решение вынесут до окончания срока на предоставление возражений является, то его отменят, так как это грубое процедурное нарушение.

  1. Вам может быть интересно: Что делать, если пришло письмо из инспекции?
  2. Решение вам направят не позднее 5 дней с даты его вынесения.
  3. Дата вступления решения в силу напрямую связана с этим фактом — через месяц после вручения.

Что будет, если налоговики вручат решение позже?Для налоговиков это не влечет никаких негативных последствий, так как интересы компании не пострадают, срок на оспаривание привязан к дате получения ненормативного акта.

Обжалование решения ИФНС в апелляционной инстанции: составляем жалобу

Решение вступит в силу через месяц со дня вручения. Чтобы отложить эту дату, подавайте апелляционную жалобу.

Обжалование решения налоговой через апелляцию означает, что у вас будет:

  • один месяц на предоставление жалобы,
  • один месяц на ее рассмотрение налоговиками,
  • возможно, еще месяц, на который продлят ее рассмотрение при необходимости.

Внимание! Налоговый кодекс не содержит возможность восстановить срок в случае его пропуска. Если вы подали жалобу за пределами срока, ее рассмотрят обычную жалоба, то есть она не отложит вступление решения в силу. Можно предоставить ходатайство о приостановлении исполнения решения, но к нему необходимо приложить банковскую гарантию.

Куда подавать апелляционную жалобу?

  • Решения Управления ФНС, межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам обжалуются в Федеральную налоговую службу.
  • Решения районных, межрайонных ИФНС оспариваются в Управлении ФНС по соответствующему субъекту РФ.
  • Жалобу можно подать письменно или электронно (по ТКС или через личный кабинет).
  • Укажите в ней следующие сведения:
  • наименование вышестоящего органа, его местонахождение,
  • наименование, ИНН, контактные данные ИП или компании,
  • обжалуемое решение,
  • данные ИФНС, вынесшей спорное решение,
  • свои аргументы, опровергающие доводы налоговиков,
  • ваши требования,
  • способ получения решения по жалобе

Жалоба направляется через налоговый орган, который принял спорное решение.

Внимание! Аргументы о процедурных нарушениях инспекции суд не примет, если о них вы не заявляли при досудебном обжаловании (Постановление ВАС РФ от 30.07.2013 №57)

Вам может быть интересно: Налоговый кодекс 2020: Минфин подготовил масштабные изменения

Как происходит обжалование ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц

На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течении года с момента его вынесения, на иные ненормативные акты налоговиков, на действия, бездействие должностных лиц — в течение года, когда вы узнали о нарушении своих законных интересов.

Можно обжаловать различные действия (бездействие) налоговиков, которые вы считаете незаконными:

  • требования о предоставлении документов,
  • продление или отказ в продлении сроков представления документов,
  • принятие обеспечительных мер,
  • несвоевременную отмену обеспечительных мер,
  • поручение банку на списание денежных средств со счетов организации или ИП,отказ вернуть или зачесть излишне уплаченные налоги,
  • назначение экспертизы,
  • выемку,
  • несвоевременный возврат незаконно взысканных налогов и другие.

Жалоба подается в бумажном или электронном виде через ИФНС, которая приняла спорное решение.

Обжалование действий/бездействий должностных лиц налогового органа в суде

Только после получения (неполучения в срок) решения по жалобе вправе направить заявление в арбитражный суд.Заявление подается не позднее трех месяцев после получения решения налогового органа по жалобе.Суд может восстановить срок, если признает причины уважительными.

Внимание! для ИП уважительными причинами признаются болезнь или длительные командировки. Что касается организаций, то нахождение в командировке, отпуске или на больничном руководителя, юриста, иного должностного лица не является уважительной причиной (Постановление ВС РФ от 30.06.2020 №12).

  1. Если вы не обжалуете решение, а только требуете вернуть излишне взысканный налог, пени, то обращайтесь сразу в суд.
  2. Вам может быть интересно: Жалоба на бездействие: как написать и направить

Как подать заявление в суд

Что писать в заявлении:

  • наименование и адрес суда,
  • наименование, контактные данные налоговой инспекции,
  • наименование, контактные данные заявителя,
  • номер и дату решения,
  • данные о досудебном обжаловании,
  • основания неправомерности действий должностных лиц,
  • указание на то, каким образом нарушены интересы заявителя,
  • требования,
  • приложение.

Приложите к заявлению копию обжалуемого решения, акта налоговой проверки, документы, подтверждающие вашу позицию.

Читайте также:  МФО смогут обращаться только к белым коллекторам

Не забудьте оплатить госпошлину (3000 рублей для компаний, 300 рублей для ИП) и отправить копию в налоговый орган. К заявлению приложите доказательство ее направления.

  • Если просите взыскать с налоговой денежные суммы, то госпошлина рассчитывается как для имущественного требования.
  • Если просите принять обеспечительные меры (приостановить исполнение ненормативного акта), оплачивается дополнительно госпошлина в размере 3000 рублей.
  • В обоснование своих аргументов обязательно приведите примеры из судебной практики по своему региону или ВС РФ.
  • Подписывает заявление руководитель или представитель (с приложением доверенности).

Как вести себя в судебном заседании по налоговым спорам?

В судебном заседании может принимать участие представитель с юридическим образованием. Но Конституционный суд в Постановлении №37-п от 17.07.

2020 года разъяснил, что по налоговым и подобным спорам наряду с представителем с юридическим образованием может присутствовать должностное лицо компании, не имеющее юридического образования, но обладающее необходимыми сведениями (например, бухгалтер, исполнительный директор и т.п).

  1. И хотя по закону именно налоговый орган должен доказать, что принятые им решения законны и не нарушают права налогоплательщика, все же именно от активной позиции последнего во многом зависит исход дела.
  2. Заявляйте доказательства, ходатайства об истребовании доказательств, возражения на отзывы инспекции, ходатайства о вызове свидетелей, используйте возможность нотариального обеспечения доказательств (например, электронную переписку).
  3. Читайте наши статьи — мы ищем самое полезное для вас:
  4. Составляем ходатайство
  5. Составляем и подаем апелляционную жалобу в арбитражный суд
  6. Составляем и подаем кассационную жалобу в арбитражный суд
  7. Составляем и подаем кассационную в ВС РФ
  8. Проверяем бизнес-партнера: алгоритм

С 1 июля вводится обязательное досудебное обжалование для отдельных видов государственного контроля

С 1 июля досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обязателен для отдельных видов контроля (надзора), в том числе для федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

В рамках досудебного обжалования аккредитованному лицу предоставлена возможность взаимодействовать с Росаккредитацией в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Это сокращает время рассмотрение жалобы (не более 20 рабочих дней), делает взаимодействие заявителя и ведомства удобным и прозрачным.

Основанием для жалобы может быть нарушение процедуры проверки и (или) порядка ее назначения, а также несогласие проверяемого с мерами, назначенными в отношении него контролирующим органом, нарушениями, отраженными в акте проверки, действиями должностного лица в рамках проверки.

Подать обращение для досудебного обжалования можно на ЕПГУ с помощью сервиса «Жалоба на решение контрольного органа». Для этого нужно авторизоваться на портале, заполнить форму с указанием номера проверки из Единого реестра проверок или раздела личного кабинета ЕПГУ «Контроль и надзор», отправить жалобу, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба будет рассмотрена руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, проводившего проверку. Этапы рассмотрения жалобы можно отслеживать в личном кабинете ЕПГУ. Оповещение о результате рассмотрения и соответствующем решении направляются также в личный кабинет на портале и на электронную почту, указанную заявителем.

До 30 июня 2021 г. Росаккредитация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г.

№ 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» принимала участие в эксперименте по цифровизации процедуры досудебного обжалования контрольно-надзорной деятельности.

Полный перечень видов контроля для обязательного досудебного обжалования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 663. Порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов установлен федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Обжалование решений налоговых инспекций. Практика применения обязательной досудебной процедуры

Обжалование по желанию компании в административном порядке решения налогового органа о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с 2009 года стала обязательной процедурой досудебного урегулирования споров (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Обращение компании в суд за защитой своих прав без соблюдения такого порядка  служит основанием для оставления заявления без движения (ч. 1 ст. 128 АПК РФ), а в случае, если это обстоятельство будет установлено после принятия заявления к производству — для оставления его без рассмотрения (ч. 2 ст.

148 АПК РФ).

В настоящей статье мы разберем основные вопросы практического применения п. 5 ст. 101.2 НК РФ.

Досудебное обжалование обязательно не для всех решений

Обязательному досудебному порядку обжалования подлежат не все ненормативные акты налоговых органов.

Такой порядок распространяется только на два вида решений, а именно – решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Специалисты сходятся во мнении, что досудебной процедуре обжалования подлежат только такие решения, в которых отражены нарушения, установленные статьями 120, 122, 123 НК РФ[1].

Поскольку выявление предусмотренных указанными статьями нарушений возможно в ходе налоговых проверок, то можно заключить, что рассматриваемый порядок применятся только к решениям о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, выносимым по результатам проверок. О правомерность данного вывода также свидетельствуют взаимосвязь положений п.9 ст. 101 и п. 2 ст. 101.2 НК РФ об апелляционном порядке обжалования актов налоговых органов.

Следует отметить, что нарушения налогового законодательства могут быть выявлены налоговым органом и зафиксированы в соответствующем решении также вне рамок проверок. Такие нарушения не связаны с правильностью исчисления налоговой базы и уплаты налогов, но препятствуют осуществлению налогового контроля.

Например, нарушение установленных сроков для представления сведений об открытии и закрытии банковского счета или неподача декларации (ст. 118, 119 НК РФ соответственно). По решениям о таких нарушениях апелляционный порядок обжалования не установлен и применяется иной специальный порядок производства (ст. 101.

4 НК РФ)

Таким образом, по-прежнему без предварительного административного обжалования компания может обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных следующими ненормативными актами налоговых органов:

  • решением о привлечении к ответственности по ст.ст. 116-119, 124-129, 129.1, 129.2 НК РФ;
  • решением об отказе в возмещении НДС;
  • решением об отказе в зачете или возврате излишне уплаченного (взысканного) налога;
  • решением о наложении ареста на имущество налогоплательщика;
  • решением о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет имущества налогоплательщика;
  • решением о приостановлении операций по банковским счетам.  

Варианты обжалования решений

Существует две возможности административного обжалования решений: в порядке апелляционного производства или в общем порядке. Применение того или иного варианта зависит от того, вступило решение в законную силу или нет. При этом будут различаться процедура и последствия обжалования.

Решение, принятое по результатам проверки вступает в законную силу по истечении 10 рабочих дней со дня его вручения компании (п. 9 ст. 101, п.6 ст. 6.1 НК РФ). В течение указанного периода времени решение считается невступившим в силу и может быть обжаловано в апелляционном порядке (п. 2 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ).

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Преимущества обжалования невступивших в силу решений (апелляционное обжалование)

При подаче апелляционной жалобы вступление в силу обжалованного решения откладывается  до дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2 НК РФ).

  По общему правилу такое решение принимается в течение месяца со дня подачи жалобы, но указный срок может быть продлен не более чем на 15 дней (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Такая отсрочка вступления решения в силу означает отсрочку возможного принудительного взыскания доначисленых сумм.

Дело в том, что решение подлежит исполнению со дня вступления в силу (пп.1ст. 101.3 НК РФ). Это означает, что в течение 10 дней с этой даты налоговый орган обязан направить компании требование об уплате налога, пеней, а также штрафов в случае привлечения компании к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3 ст. 101.3, п. 2 ст. 70 НК РФ).

В этом требовании компании будет предложено уплатить в добровольном порядке доначисленные решением суммы, при этом уплата должна быть произведена в течение 10 календарных дней с даты получения требования, если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты (п.4 ст. 69 НК РФ).

В случае неуплаты денежных средств в установленный срок, налоговый орган инициирует процедуру принудительного взыскания доначислений (ст. 46 НК РФ).

Таким образом, можно сказать, что апелляционное обжалование переносит момент необходимости уплаты денежных средств или их возможного списания с банковского счета компании как минимум на месяц. К тому же у компании появляется достаточно времени для подготовки качественного заявления в суд.

Читайте также:  Как восстановить срок давности по недействительным сделкам с недвижимостью?

Процедура обжалования

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, решение которого обжалуется (п. 3 ст.139 НК РФ).

Жалобы, направленные непосредственно в вышестоящий налоговый орган, как показывает практика, возвращаются налогоплательщику без рассмотрения.

В результате такой «технической» ошибки компания может пропустить срок для апелляционного обжалования, и решение вступит в силу.

В отличие от процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки, налоговым законодательством не предусмотрено участие представителей компании при рассмотрении доводов жалобы. В связи с таким процедурным отстранением компании можно сказать, что рассмотрение жалобы носит формальный заочный характер. Об итогах рассмотрения жалобы компанию письменно уведомят (п. 3 ст. 140 НК РФ).

Итоги апелляционного обжалования

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящий налоговый орган вправе (1) оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения, (2) отменить или изменить решение полностью или в части и принять по делу новое решение, (3) отменить решение и прекратить производство по делу (п. 2 ст. 140 НК РФ). Принятие любого из  указанных вариантов решения свидетельствует о завершении процедуры административного обжалования решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

Иначе говоря, принятие по результатам рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом нового решения, не является обстоятельством, препятствующим обращению компании в суд.

Это связано с тем, что такое решение выносится не по результатам налоговой проверки, а в связи с рассмотрением жалобы на решение, вынесенное нижестоящим налоговым органом.

Конечно, при желании компания может обжаловать это новое решение в следующий вышестоящий налоговый орган, однако такое обжалование уже не является условием для обращения в суд.

Исчисление срока для обращения в суд

Процессуальный трехмесячный срок на подачу заявления в суд, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ,  исчисляется с учетом положений п. 5 ст. 101.2 НК РФ[2], то есть срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При апелляционном обжаловании решение вступает в силу в день принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. При этом такое решение по общему правилу должно быть вынесено в течение месяца  (п.9 ст. 101, п.2 ст. 101.2, п. 3 ст. 140 НК РФ).

В случае, если в нарушение ст. 140 НК РФ вышестоящий налоговый орган не даст письменный ответ на жалобу в течение месяца, то трехмесячный срок, предусмотренный п. 4 ст. 198 АПК РФ должен исчисляться с момента истечения срока для рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно, только после их досудебного обжалования

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон).

В силу пункта 13 ст. 98 Закона Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых с 1 июля 2021 года применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно, только после их досудебного обжалования.

Перечень государственного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663. В Перечень вошли 62 вида госконтроля.

Среди ведомств: Росздравнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росреестр, МЧС, Росалкогольрегулирование.

Обязательный досудебный порядок обжалования касается:- пожарного надзора;- контроля качества и безопасности медизделий;- надзора в сфере обращения лекарств;- лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя;- надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ, теле- и радиовещания;- контроля в области трудового законодательства;- лицензионного контроля за перевозками пассажиров автобусами;- земельного надзора и др. видов.

Согласно ст.

40 Закона контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:1) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;4) иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

  • Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля, который в частности, должен предусматривать, что:
  • 1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа
  • ;2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.

Правила ведения информационной системы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Решение по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

Материалы подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью  Елена Казанцева

ФНС России предлагает ввести внесудебный порядок обжалования действий арбитражных управляющих

ФНС России 06 мая 2019 года разместила на своем сайте информацию о начале реализации пилотного проекта по внесудебному обжалованию уполномоченным органом действий арбитражных управляющих.

Опубликованная ведомством дорожная карта предполагает, что жалобы ФНС России на действия (бездействия) арбитражных управляющих по вопросам, связанным с несоблюдением очередности, пропорциональности и своевременности погашения реестровой и текущей задолженности, необоснованностью расходов по делу о банкротстве и иным нарушениям, имеющим устранимый характер, будут рассматриваться соответствующими саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих. Кроме того, для этого до истечения срока исковой давности на обжалование действий управляющего в суд не должно быть менее 3-х месяцев, а процедура банкротства не должна быть завершена или прекращена.

Участие саморегулируемых организаций в проекте предполагается добровольным, на основании поданного в ФНС России письменного заявления о присоединении к дорожной карте. При этом уполномоченный орган вправе отказать в присоединении в случае наличия у членов СРО непокрытых убытков, причиненных в связи с исполнением полномочий арбитражного управляющего.

Срок рассмотрения жалобы в СРО может составлять не более 30 дней с момента получения жалобы, при этом представители ФНС должны быть извещены о предстоящем рассмотрении жалобы и наделяются правами участвовать в рассмотрении жалобы, представлять доказательства, знакомиться с делом.

В случае удовлетворения жалобы ущерб (нарушение) должен быть устранен управляющим в течение 5-ти дней с даты рассмотрения жалобы. По мотивированному ходатайству управляющего срок может быть продлен до 3-х месяцев.

Неисполнение арбитражным управляющим решения об удовлетворении жалобы в добровольном порядке может повлечь за собой обращение уполномоченного органа в суд в предусмотренном Законом о банкротстве порядке, а также прекращение участия СРО в проекте.

В ФНС России рассчитывают, что реализация проекта позволит сократить количество судебных споров, снизить судебные и иные сопутствующие издержки службы, а также нагрузку судов, повысить эффективность взаимодействия с СРО, а также более оперативно устранять допущенные управляющими нарушения и возмещать причиненный ущерб.

Союз СРО «СЕМТЭК» в настоящее время рассматривает возможность присоединения к данному пилотному проекту. О принятом решении члены Союза будут уведомлены дополнительно.

Сергей Домнин, Союз СРО «СЕМТЭК»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *